ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Крепостное право для бензина

Минэнерго предлагает создать новый механизм ограничения экспорта светлых нефтепродуктов, чтобы ведомству было проще справляться с ростом цен. Министерство хочет заставить нефтяников продавать внутри страны фиксированную квоту от общего объема бензина и дизтоплива. Источники в нефтекомпаниях называют идею очередной попыткой административного регулирования рынка, а эксперты сомневаются в ее эффективности, пишет «Коммерсантъ».

 

Минэнерго предлагает обязать нефтекомпании продавать на внутреннем рынке определенную долю от производства бензина и дизтоплива. Как сообщили «Интерфаксу» в Минэнерго, эти изменения предлагается внести в четырехсторонние соглашения с нефтяниками по модернизации НПЗ и они могут заработать уже во втором квартале. Минэнерго пока не раскрывает объем квот, но, по данным агентства, обсуждается уровень в 52,5% от производства дизтоплива и 95% — бензина. Это примерно соответствует текущим поставкам на внутренний рынок. Так, экспорт дизеля, по данным ЦДУ ТЭК, составил в 2013 году 53,5% от объема производства, высокооктанового бензина — 7%.

В Минэнерго заявили, что новые требования «нужны для сбалансированного обеспечения потребностей внутреннего рынка». Собеседник в правительстве пояснил, что инициативы связаны с исполнением поручений по итогам сентябрьской правительственной комиссии по ТЭК, на которой обсуждались причины резкого роста цен на бензин летом 2013 года. Тогда компании резко увеличили экспорт весной, из-за чего летом оптовые цены на бензин взлетели на 30%. Сейчас у нефтяников нет обязательств по поставке на внутренний рынок, который по большинству нефтепродуктов является профицитным. Относительно сложной остается только ситуация с высокооктановым бензином, но он почти не экспортируется. «Производителям с учетом существующей маржи ритейла выгоднее продать бензин в России»,— говорит директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон.

Соглашения о модернизации НПЗ, условия которых хочет изменить Минэнерго, были заключены в 2011 году. Основной целью было стимулировать нефтяников увеличивать глубину переработки и выпуск светлых нефтепродуктов. ФАС, один из главных инициаторов соглашений, предложение Минэнерго не поддерживает, заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. «Рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем»,— считает он. Чиновник подчеркнул, что решение по этому вопросу в правительстве пока не принято.

Нефтяники инициативу Минэнерго не комментируют, но источники в крупнейших компаниях ее единодушно осуждают. «Это явно нерыночный метод»,— говорит один из них. Другой собеседник не понимает, как при привязке поставок к объему производства, которое относительно стабильно, компании смогут реагировать на сезонные колебания спроса. «Сейчас в низкий сезон топливо идет на экспорт, а если его оставить на внутреннем рынке, будет чудовищная волатильность»,— считает он. Источник на рынке нефтепродуктов отмечает, что нефтяники порой специально экспортируют чуть больше, чем нужно для сбалансированности внутреннего рынка, и поддерживают его в состоянии «легкого голода». «В этой ситуации квотирование — очевидное решение, но непонятно, как его организовать»,— говорит он. По мнению Григория Выгона, квотирование — мера, с одной стороны, бессмысленная, а с другой стороны, неправильная. Если государство хочет в долгосрочной перспективе избавиться от дефицита бензина, замечает он, нужно снижать пошлину на него и стимулировать использование альтернатив — газа и дизеля.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх