Новости энергетики 16+

Электроэнергетика-2013: компании дешевеют, сделки срываются

Уходящий год оказался, мягко говоря, не лучшим для российской электроэнергетики, говорят отраслевые эксперты, опрошенные агентством «Прайм» в преддверии Дня энергетика, который отмечается в воскресенье, 22 декабря.

 

Спорные тарифные меры властей РФ, неопределенность с дальнейшим развитием отрасли, неадекватные инвестиционные решения самих компаний, несостоявшиеся крупные сделки, которых давно ждали, — все это обвалило котировки отраслевых компаний и снизило интерес инвесторов к сектору, и так невысокий.

«Падение капитализации выливается в то, что в отрасли все меньше историй, на которые смотрят инвесторы, все меньше имен входят в основные индексы», — говорит аналитик Райффайзенбанка Федор Корначев.

 

АКЦИИ ПАДАЮТ, СДЕЛКИ ОТКЛАДЫВАЮТСЯ

 

С начала года индекс ММВБ-Энергетика упал на 41%, в то время как индекс ММВБ вырос на 1%. Бумаги крупнейшего российского энергохолдинга «Интер РАО» обесценились на 60%, примерно на столько же подешевели акции ФСК . Остальные бумаги сектора также снижались.

Даже последний отскок в конце года на новостях о покупке «Роснефтегазом» 12,6% акций «Интер РАО» у «Росатома» не сильно меняет ситуацию, отметил Корначев.

Не состоялся целый ряд давно ожидаемых сделок. Так, в течение 2013 года стало понятно, что приватизация некоторых МРСК, о которых говорили последние несколько лет, откладывается на неопределенный срок. Как говорит Минэнерго, планы остаются, но из-за неопределенности с тарифами и новой моделью энергорынка, переносятся.

Кроме того, в уходящем году «Онэксиму» Михаила Прохорова не удалось продать долю в «Квадре». ФАС отказала в покупке сначала «Интер РАО», а затем «Газпром энергохолдингу».

Еще одна «долгоиграющая» тема — продажа 40% «Иркутскэнерго», принадлежащих «Интер РАО». По замыслу государства, деньги от продажи пакета энергохолдинг должен направить на строительство Камбаратинских ГЭС в Киргизии. Само же «Интер РАО» заявляет, что не заинтересовано в этой стройке и потому категорически против такого варианта. Тем не менее, компания обсуждает с инвесторами продажу актива.

Среди ключевых событий года, которое, однако, вряд ли можно назвать позитивным для рынка — появление нового сетевого монополиста ОАО «Россети» . Это фактически перечеркнуло саму идею многолетней реформы РАО «ЕЭС России», которая заключалась в создании конкуренции на рынке электроэнергетики. «Россети», объединив межрегиональные и федеральные линии электропередачи, превратились в крупнейшего монополиста в России, а учитывая масштаб активов — и в мире.

 

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ?

 

Как ни парадоксально, но не все аналитики считают решение властей РФ о заморозке тарифов госмонополий на 2014 год для промышленности абсолютным злом для энергетики.

По мнению зампреда правления НП «Совет рынка» Владимира Шкатова, заморозка говорит о том, что экономическая модель в электроэнергетике отстает от жизни. «Пока не можем до конца разобраться с мощностью, как за нее платить. Что делать с тарифами на передачу электроэнергии, почему такие цены Сейчас мы подходим к тупику, в котором говорят, что надо что-то менять. Это процесс, с которым предстоит разбираться», — отмечает он.

Глава «Россетей» Олег Бударгин и вовсе считает, что заморозка тарифов позитивно скажется на компании. Он уверяет, что это позволит «навести порядок в отрасли» и разобраться с лишними затратами.

Корначев, со своей стороны, считает, что заморозка тарифов, как и сам факт очередного пересмотра регулирования, снизили инвестиционную привлекательность сектора. «Я думаю, что улучшение отношения инвесторов к сектору требует определенного периода стабильности регулирования», — говорит он.

«Необходимо четко сформулировать стратегию в отношении дальнейшего развития отрасли и обеспечить долгосрочную предсказуемость всех регуляторных инициатив государства, иначе говоря — уйти от практики постоянных пересмотров и «ручного регулирования» к более стратегическому подходу», — добавил Корначев.

Аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков, в свою очередь, считает, что изменение тарифного регулирования не самая большая проблема сектора, гораздо хуже — «неадекватные инвестиционные решения». «На словах декларируется, но по факту мы не видим соответствующих действий», — говорит он. Сначала топ-менеджмент говорит о сокращении издержек и капзатрат, а потом анонсирует неаргументированные, раздутые инвестпрограммы, пояснил аналитик.

 

ПЛЮСЫ ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ

 

Среди важных решений года – введение финансовых гарантий и процедуры лишения компаний статуса участника рынка за долги.

«Мы долго ходили вокруг да около. Список должников лишь пополнялся, но не было решимости начать лишать их статуса. Потому что непонятно, что будет дальше. В 2013 году начались первые прецеденты решений», — говорит зампред правления НП «Совет рынка» Олег Баркин. По словам эксперта, с момента введения этих мер перемены к лучшему стали очевидны.

«Мы надеемся переломить тренд и снижать задолженность. Но для полного решения проблемы нужны меры не только на опте, но и на рознице. «Хвост» тонет в рознице. Если там с потребителями нельзя ничего сделать, то в конечном итоге и на опте с ними тоже ничего сделать нельзя. Довести до логического конца цепочку платежей, на мой взгляд, суперважная задача», — считает он.

Определенные подвижки появились и в решении проблемы «последней мили». С 1 января 2014 года этот механизм перекрестного субсидирования, когда крупный потребитель переплачивает за потребляемую электроэнергию, отменяется в ряде регионов РФ. В дальнейшем эту практику планируется распространить во всех регионах России.

Возможно, в следующем году появится больше определенности и с рынком тепла. Все знают, что с ним нужно что-то делать, но никто не знает, что именно. Вернее, уже сейчас понятно, что тема для чиновников неблагодарная: любой сценарий оживления отрасли, которая десятки лет недополучала денег на свое развитие, требует средств, и взять их, кроме как с потребителей, просто неоткуда.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх