Новости энергетики 16+

АФК Система ищет выход для нефти с Требса и Титова

АФК Система планирует приобрести нефтеналивной терминал на мысе Мохнаткина Пахта в Мурманской области. Холдинг обладает достаточными финансовыми возможностями для реализации инвестиционного проекта по расширению мощностей терминала, однако для этого необходимо договариваться с Министерством обороны, поэтому подготовка сделки может занять длительное время. В краткосрочной перспективе новость не окажет существенного влияния на котировки акций АФК.

 

Интерес Системы нефтеперевалочному терминалу понятен, так как недавно была запущена добыча на месторождении им. Требса и Титова, подконтрольном дочерней структуре корпорации ― Башнефти. Вероятнее всего, часть добываемого там сырья будет пущена через данный терминал. Башнефть также владеет пятью лицензионными участками в Ненецком АО, но работы по ним находятся на этапе сейсморазведки, так что в ближайшее время промышленная добыча нефти на них не планируется. Помимо нефти терминал будет также использован для перевалки мазута. Предполагается, что через него будет экспортироваться не только сырье Башнефти, но и других компаний.

В рамках сотрудничества по разработке месторождений им. Требса и Титова, было создано СП ООО «Башнефть-полюс». В нем 74,9% принадлежит Башнефти, а 25,1% ― ЛУКОЙЛу. Эта структура выкупила у последнего 29 поисковых и разведочных скважин. Башнефть, в свою очередь, перевела лицензии на разработку Требса и Титова на баланс СП. В этой связи разразился конфликт: в требованиях к лицензии указывалось, что 42% добытого сырья должны быть переработаны на собственных мощностях компании, а поскольку Башнефть-Полюс не обладает перерабатывающими мощностями, лицензии были возвращены материнской компании.

Перерабатывающие мощности Башнефти находятся весьма далеко, в Башкирии, и транспортировка потребует существенных затрат. Однако находящийся сравнительно близко терминал Варандей и прочая инфраструктура ЛУКОЙЛа, партнера компании, позволяет экспортировать нефть. Башнефть в данный момент проводит работу с профильными ведомствами по изменению текста лицензии с целью возвращения их Башнефть-Полюсу. Это позволило бы Башнефти реализовывать сырье, полученное на месторождении им. Требса и Титова на более выгодных рынках.

Ранее предполагалось, что для экспорта нефти с новых участков будет использована инфраструктура ЛУКОЙЛа, в частности Варандейский нефтеналивной терминал, который расположен гораздо ближе к месторождениям Требса и Титова, в Баренцевом море. В 2012 году через него ЛУКОЙЛ поставил за рубеж лишь 3,2 млн тонн, притом что проектная мощность терминала составляет 12 млн тонн.

Объемы нефтедобычи ЛУКОЙЛа в Тимано-Печоре снижаются, а пиковая добыча на месторождениях им. Требса и Титова составит 5-6 млн тонн, так что мощности Варандейского терминала должно быть более чем достаточно. Можно предположить, что значительные, если не все, мощности терминала будут использоваться сторонними компаниями, а не Башнефтью, так как это менее целесообразно. В связи с этим сделка может быть также совершена в интересах сторонней нефтяной компании, как было в случае с покупкой СГ-Транс, либо в интересах Башнефти, если Варандейский терминал использовать не удастся. В конце концов, приобретение может стать очередным шагом в стратегии АФК Система по развитию транспортного бизнеса.

Целевая цена по обыкновенным акциям Башнефти составляет $64,6, по привилегированным — $48,4. Рекомендация ― «держать» оправданна в обоих случаях.

Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх