Свежее
На ЭБ-3 Смоленской АЭС досрочно завершен плановый ремонтРоссети Новосибирск проведут «Неделю клиента»Цена газа в Европе для промышленности в 5 раз выше, чем в СШАВ 2024г на 6 ПС 220-500 кВ в ЯНАО обновили автотрансформаторы и коммутационную аппаратуруЗапасы газа в хранилищах Европы опустились ниже 41%Суд отложил рассмотрение иска Генпрокуратуры РФ к Shell на более 1 млрд евро
АФК Система планирует приобрести нефтеналивной терминал на мысе Мохнаткина Пахта в Мурманской области. Холдинг обладает достаточными финансовыми возможностями для реализации инвестиционного проекта по расширению мощностей терминала, однако для этого необходимо договариваться с Министерством обороны, поэтому подготовка сделки может занять длительное время. В краткосрочной перспективе новость не окажет существенного влияния на котировки акций АФК.
Интерес Системы нефтеперевалочному терминалу понятен, так как недавно была запущена добыча на месторождении им. Требса и Титова, подконтрольном дочерней структуре корпорации ― Башнефти. Вероятнее всего, часть добываемого там сырья будет пущена через данный терминал. Башнефть также владеет пятью лицензионными участками в Ненецком АО, но работы по ним находятся на этапе сейсморазведки, так что в ближайшее время промышленная добыча нефти на них не планируется. Помимо нефти терминал будет также использован для перевалки мазута. Предполагается, что через него будет экспортироваться не только сырье Башнефти, но и других компаний.
В рамках сотрудничества по разработке месторождений им. Требса и Титова, было создано СП ООО «Башнефть-полюс». В нем 74,9% принадлежит Башнефти, а 25,1% ― ЛУКОЙЛу. Эта структура выкупила у последнего 29 поисковых и разведочных скважин. Башнефть, в свою очередь, перевела лицензии на разработку Требса и Титова на баланс СП. В этой связи разразился конфликт: в требованиях к лицензии указывалось, что 42% добытого сырья должны быть переработаны на собственных мощностях компании, а поскольку Башнефть-Полюс не обладает перерабатывающими мощностями, лицензии были возвращены материнской компании.
Перерабатывающие мощности Башнефти находятся весьма далеко, в Башкирии, и транспортировка потребует существенных затрат. Однако находящийся сравнительно близко терминал Варандей и прочая инфраструктура ЛУКОЙЛа, партнера компании, позволяет экспортировать нефть. Башнефть в данный момент проводит работу с профильными ведомствами по изменению текста лицензии с целью возвращения их Башнефть-Полюсу. Это позволило бы Башнефти реализовывать сырье, полученное на месторождении им. Требса и Титова на более выгодных рынках.
Ранее предполагалось, что для экспорта нефти с новых участков будет использована инфраструктура ЛУКОЙЛа, в частности Варандейский нефтеналивной терминал, который расположен гораздо ближе к месторождениям Требса и Титова, в Баренцевом море. В 2012 году через него ЛУКОЙЛ поставил за рубеж лишь 3,2 млн тонн, притом что проектная мощность терминала составляет 12 млн тонн.
Объемы нефтедобычи ЛУКОЙЛа в Тимано-Печоре снижаются, а пиковая добыча на месторождениях им. Требса и Титова составит 5-6 млн тонн, так что мощности Варандейского терминала должно быть более чем достаточно. Можно предположить, что значительные, если не все, мощности терминала будут использоваться сторонними компаниями, а не Башнефтью, так как это менее целесообразно. В связи с этим сделка может быть также совершена в интересах сторонней нефтяной компании, как было в случае с покупкой СГ-Транс, либо в интересах Башнефти, если Варандейский терминал использовать не удастся. В конце концов, приобретение может стать очередным шагом в стратегии АФК Система по развитию транспортного бизнеса.
Целевая цена по обыкновенным акциям Башнефти составляет $64,6, по привилегированным — $48,4. Рекомендация ― «держать» оправданна в обоих случаях.
Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На ЭБ-3 Смоленской АЭС досрочно завершен плановый ремонт
В эксплуатацию досрочно введен турбогенератор № 6, что обеспечит дополнительную выработку…
Россети Новосибирск проведут «Неделю клиента»
С 3 по 7 марта.
Цена газа в Европе для промышленности в 5 раз выше, чем в США
И на 30% больше, чем в Китае.
В 2024г на 6 ПС 220-500 кВ в ЯНАО обновили автотрансформаторы и коммутационную аппаратуру
Проведен ремонт более 20 единиц оборудования. Общая стоимость мероприятий составила…
Запасы газа в хранилищах Европы опустились ниже 41%
С начала отопительного сезона ЕС отобрал из ПХГ около 64…