ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

Транснефть делит чужие сверхприбыли

«Транснефть» настаивает на том, что при замораживании тарифов ей не удастся профинансировать расширение нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан. Это расширение нужно для реализации планов «Роснефти» и «Газпром нефти» по увеличению экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В «Транснефти» считают поставки «сверхпремиальными» и предлагают, чтобы правительство заставило нефтекомпании делиться доходами с самой монополией и бюджетом, пишет «Коммерсантъ».

 

«Транснефть», поставленная, как все госмонополии, перед фактом замораживания тарифов, по-прежнему рассчитывает, что для нее сделают исключение. Глава компании Николай Токарев обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой рассмотреть возможность увеличения тарифа на прокачку экспортной нефти по системе Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) (изданию удалось ознакомиться с письмом). Монополия просит установить инвестиционную надбавку 16,6% в экспортном тарифе на нефть, поставляемую в порт Козьмино и КНР (336,2 руб., или $10,2, за тонну) с ежегодной индексацией не выше инфляции. По мнению «Транснефти», это позволит расширить ВСТО до 80 млн тонн с текущих 37 млн тонн, что нужно самим нефтяникам.

Монополия, считающая восточное направление экспорта «сверхпремиальным» (нефтекомпании получают дополнительно $35-40 за тонну нефти в сравнении с поставками на Запад), предложила и бонус для государства. В «Транснефти» считают, что нефтяники могут отдавать в бюджет с каждой экспортируемой по ВСТО тонны $10. По расчетам компании, до 2023 года бюджет может дополнительно получить около $5,3 млрд.

Но пока регуляторы не готовы одобрить это предложение. В Минэнерго говорят, что до сих пор его рассматривают, в ФСТ же — что в законодательстве нет механизма, чтобы напрямую направлять тарифные сборы в бюджет. Также в службе отмечают, что предложения «Транснефти» противоречат решению о заморозке тарифа. В нефтекомпаниях отказались комментировать инициативу.

«Транснефть» начала беспокоиться о финансировании расширения ВСТО еще весной, когда «Роснефть» договорилась с CNPC о дополнительных поставках нефти в Китай (360 млн тонн в течение 25 лет). Полгода «Транснефть» и «Роснефть» пытались переложить друг на друга ответственность за расширение трубы и лишь в октябре подписали соглашение о долгосрочном тарифе на прокачку нефти в Китай по ВСТО. Деньги должны были пойти на увеличение мощности отвода Сковородино—Мохэ, а финансирование основной трубы брала на себя «Транснефть». В ее инвестпрограмме проект оценен в 74 млрд руб., расширение отвода, по подсчетам экспертов,— в 10 млрд руб.

В то же время, как следует из письма господина Токарева, Минэнерго поставило перед «Транснефтью» задачу расширить ВСТО до 80 млн тонн в год к 2021 году, а не к 2030-му, как планировалось ранее, что потребует 172,3 млрд руб. За последние месяцы «Роснефть» и «Газпром нефть» подписали соглашения с Sinopec и PetroVietnam соответственно, увеличивающие ежегодные поставки в восточном направлении еще на 16 млн тонн.

Но через несколько дней после того, как было подписано тарифное соглашение с «Роснефтью», правительство подтвердило, что тариф «Транснефти» в 2014 году не будет проиндексирован. Госкомпания оценила потери в выручке от решения в 30 млрд руб. без учета возможного падения грузооборота из-за переориентации поставок с экспорта на российские НПЗ. В своем письме господин Токарев оценил убыток от снижения грузооборота в 5 млрд руб. «Транснефть» также отмечает, что «ряд обстоятельств» снижает сумму чистой прибыли: из-за отмены льготы по налогу на имущество с 1 января 2013 года компания потеряет свыше 93 млрд руб. до 2019 года, а на выплату дивидендов в размере 25% от чистой прибыли по МСФО будет тратиться около 40 млрд руб. ежегодно. В госкомпании считают, что снижать затраты уже не могут, так как в 2012 году они уже были снижены на 13,3%.

В письме господина Токарева также говорится, что привлечение заемных средств для ВСТО создаст риски для финансовой устойчивости компании. Но Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что долговая нагрузка «Транснефти» (общий долг — 604 млрд руб.) и соотношение чистого долга к EBITDA (1,5) оставляют потенциал для заимствований. «Даже если «Транснефть» возьмет в долг 172,3 млрд руб. и сразу же потратит, то это соотношение не превысит 2″,— говорит эксперт. Но, добавляет он, при росте тарифа на прокачку по ВСТО на $20 (около $3 на баррель) восточное направление поставок все равно останется премиальным для нефтекомпаний.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх