Свежее
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд рубТатнефть и Казмунайгаз приступили к бурению 1-й скважины на участке Каратон ПодсолевойГазпром подает газ Европе через ГИС «Суджа» в объеме 42,4 млн куб м
Россети представили свое видение возможности исполнения прошлогоднего предписания ФАС об отчуждении энергосбытовых компаний, долями в которых владеют ФСК и Россети.
Напомню, что летом 2012 года, когда обсуждалась схема объединения ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК с передачей прав ФСК на осуществление функции единоличного исполнительного органа Холдинга МРСК, федеральная компания подавала в ФАС ходатайство и получила разрешение регулятора. Однако ФАС предписала Холдингу МРСК избавиться от девяти сбытовых активов: Псковэнергосбыта, Екатеринбургэнергосбыта, Дагестанской энергосбытовой компании, Калмэнергосбыта, Тываэнергосбыта, Карачаево-Черкесскэнерго, Каббалкэнерго, Ингушэнерго и Нурэнерго.
В перечисленных сбытах бывший Холдинг МРСК владеет от 23% до 100% акционерного капитала. Некоторые филиалы Россетей занимаются одновременно распределением и сбытом электроэнерегии в регионах. Для исполнения предписания давался один год, однако до сих пор ничего по данному вопросу известно не было.
Итак, Россети предлагают создание некоммерческого партнерства, которое будет управлять вышеупомянутыми компаниями или их сбытовыми сегментами. Уже даже стало известно, что главой нового учреждения может стать бывший заместитель гендиректора МРСК Центра, который пользуется доверием руководства сетевого холдинга. Если говорить о структуре владения новым НП, предполагается, что среди собственников будут фигурировать некоторые регулирующие и энергосервисные организации, а также, естественно, ФСК и Россети (последним достанется примерно 20%). На мой взгляд, размер доли обусловлен стремлением не попасть под прицел антимонопольного законодательства в части владения сбытовым бизнесом.
Что касается самих энергосбытовых организаций, важно заметить, что пять из девяти работают на Северном Кавказе, известном чрезвычайно низкой платежной дисциплиной.
У большинства компаний кредиторская задолженность превышает дебиторскую, и зачастую ― в несколько раз. Этим Россети объясняют свое стремление сохранить за собой сбыты. При отчуждении компаний в пользу постороннего собственника долги сбытов могут возрасти еще больше. К тому же продажа сильно закредитованных компаний кажется невыгодной для холдинга, так как найти покупателя, который бы предложил хорошую цену за эти активы, довольно проблематично.
Ранее обсуждался сценарий приобретения кавказских компаний властями региона, но дальше инициативы дело не продвинулось. За время управления гарантирующими поставщиками других регионов, лишившихся статуса в начале года, Россетям удалось уменьшить их долги, а заодно и поправить свое финансовое положение по итогам полугодия. Россети всячески лоббируют закрепление за ними функций ГП навсегда. У них есть и финансовые, и административные ресурсы, позволяющие лучше справляться с долгами сбытов. Однако в этом противникам такой позиции видится угроза конкуренции на розничном рынке электроэнергии и попытка монополизировать сбытовой бизнес.
Таким образом, схема с созданием некоммерческой управляющей организации, с одной стороны, позволит формально выполнить требования ФАС, а с другой ― неформально оставить за собой контроль над упомянутыми сбытами. Однако сценарий создания партнерства не утвержден и еще требует одобрения Минэнерго. На мой взгляд, здесь Россети могут подстерегать некоторые сложности, поскольку фактически два вида деятельности ― распределение и сбыт электроэнергии ― не будут разделены, как того требует закон. А МинэнергРоссети могут подстерегать некоторые сложности, поскольку фактически два вида деятельности ― распределение и сбыт электроэнергии ― не будут разделены, как того требует закон. А Минэнерго не пойдет на поводу у Россетей, о чем свидетельствует позиция министерства в отношении конкурсов на статус ГП.
Если Россетям не удастся создать НП и оставить сбыты под своим контролем, то придется выработать другие параметры отчуждения организаций. Причем для Карачаево-Черкесскэнерго, Каббалкэнерго, Ингушэнерго и Нурэнерго потребуется особая схема с выделением сбытов, так как перечисленные компании являются филиалами МРСК Северного Кавказа. Пока единственным возможным вариантом мне представляется переход компаний под контроль местных властей. Но это с большой вероятностью вызовет рост задолженности сбытов как перед МРСК, так и на ОРЭМ, так как основными неплательщиками остаются бюджетные организации и предприятия ЖКХ, интересы которых будут защищать власти.
Стало известно, что на пятом раунде торгов на статус ГП заявки были поданы на сбыты всех регионов, кроме Бурятии. Ожидается, что окончательные итоги будут подведены 10 декабря. Это вносит некоторую определенность в ситуацию со сбытами, функции которых временно взяли на себя сети, позволяя предполагать, что к началу следующего года их будут выполнять уже другие компании.
Пока я рекомендую держать акции Россетей с целевой ценой по ним, равной 1,311 руб.
Екатерина Шишко, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…
Татнефть и Казмунайгаз приступили к бурению 1-й скважины на участке Каратон Подсолевой
Участок Каратон Подсолевой расположен вблизи крупного месторождения Тенгиз.
Газпром подает газ Европе через ГИС «Суджа» в объеме 42,4 млн куб м
Накануне объем прокачки также составил 42,4 млн куб м.