Новости энергетики 16+

Тарифы сетей: как распутать клубок противоречий?

Власти никак не могут определиться с тарифной политикой естественных монополий. С промежутком в пару месяцев от первых лиц государства поступают противоречивые указания и директивы относительно будущего роста тарифов как для самих монополий, так и для конечных потребителей.

Так, в июне президент Путин распорядился ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции предшествующего года, начиная с 2014 года на пять лет. В августе от замминистра Министерства экономического развития уточнил, что для населения тарифы с 2014 года на газ и электроэнергию будут индексироваться по уровню чуть выше инфляции, чтобы способствовать ликвидации перекрестного субсидирования. К началу осени премьер Медведев дал поручение ведомствам заняться разработкой предложений по заморозке тарифов: речь идет, конечно же, не обо всех монополиях, а только о тарифах на грузовые перевозки, ценах на газ, а также тарифах на передачу электроэнергии.

В части электроэнергии это будет касаться в первую очередь передачи по магистральным сетям ФСК ЕЭС. То есть с 2014 года тариф замораживается, и традиционной индексации с 1 июля не происходит, а с 2015 года и далее, тариф ограничивается прогнозируемым ростом инфляции. Напомню, что согласно прогнозам МЭР, в 2014 году она составит 4,5-5,5%, в бюджет закладывают уточненный показатель в 4,6%.

Глава ведомства Алексей Улюкаев добавил, что в случае отклонения фактических показателей инфляции от прогнозных будут использоваться корректирующие коэффициенты. Как известно, тарифы ФСК в 2012 году увеличились 11% (индексация в июле), в 2013 году повышение составило 9,4%, в 2014 году также планировалось поднять расценки на 9,4%. По моим подсчетам, это отразится на выручке от передачи электроэнергии ФСК ЕЭС по итогам 2014 года в размере приблизительно 7-7,5 млрд руб. при прочих равных условиях.

С предложением по заморозке не согласно Минэнерго. По словам Александра Новака, ведомство считает целесообразным ограничение ранее запланированного роста в 2014 году уровнем инфляции 2013 года. С одной стороны, это позволит снизить издержки потребителей, а с другой — не так сильно ударит по самим сетевым компаниям, как нулевое изменение тарифа. Кроме того, в этом случае можно будет не нарушать существующий в отрасли механизм RAB-регулирования и не снижать инвестиционную привлекательность ФСК ЕЭС и Россетей.

Целью таких мер является не только стремление государства уменьшить рост инфляции и подстегнуть рост ВВП, но и побудить монополии экономить на издержках и повышать эффективность. Резервы для этого, по мнению властей, есть, и существенные. Если говорить о сетях, то инвестпрограммы, например, закладываются с учетом установки двух трансформаторов на подстанции — на случай, если один из них выйдет из строя. Однако серьезной нужды в этом, особенно если речь не идет об объектах повышенной опасности и первой необходимости, нет, тем более в условиях взятого курса на сокращение госрасходов в стране.

Повышение эффективности операционных издержек также возможно. В этом признаются и руководители сетевых организаций. К тому же если будут снижены цены на газ, то затраты на закупку электроэнергии компаниями тоже должны падать, так как ее производство и, соответственно, свободная цена на ОРЭМ понизятся. Однако я не считаю, что в случае одобрения такого сценария развития событий инвестпрограммы ФСК ЕЭС и Россетей будут скорректированы. Во-первых, это довольно трудоемкий процесс, учитывая, что капзатраты планируются, одобряются и синхронизируются как минимум на пять лет вперед. Во-вторых, никто не отменял альтернативные, кроме тарифной выручки, источники финансирования CAPEX. Здесь и средства ФНБ, и инфраструктурные бонды, к помощи которых, кстати, уже прибегла ФСК в августе текущего года. Правда, выкупаться эти облигации, скорее всего, будут выкупаться, хоть и косвенно, за счет госсредств, как в этот раз это было сделано Внешэкономбанком.

Однако о недостатках этой инициативы можно говорить так же долго, как и о достоинствах. Если взять в качестве примера Россети, то по итогам 1-го полугодия 2013 года выручка от технологического присоединения большинства МРСК сократилась по холдингу в целом на 30% г/г. Это вызвано увеличением льготного присоединения в рамках программы повышения доступности инфраструктуры. Предполагается, что этот разрыв по выручке сетевики компенсируют за счет повышения тарифа на передачу электроэнергии, но новая схема этого не предусматривает.

Также с 2013 года была отменена льгота по налогу на имущество для электросетевых объектов, который будет теперь расти ежегодно на 0,3%. Не удастся и индексировать заработную плату персонала, так как сокращение штатов, по словам руководства Россетей, даже в новых условиях производиться не будет. Минусом такого подхода для отечественной экономики может стать сокращение инвестиционного спроса на машины и оборудование и, как следствие, уменьшение потребления электроэнергии, которое, кстати, уже упало за первые семь месяцев 2013 года.

Также проведение перестройки в механизмах управления издержками и повышения их эффективности за один год, на мой взгляд, слишком сложная и в текущих условиях едва выполнимая задача. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать долгосрочное планирование тарифной политики, причем для этого необходимо исключить политическую составляющую. Это внесло бы определенность в плане инвестиций в отрасль, так как можно было бы знать, когда вложения окупятся. В текущей же ситуации о перспективах планирующейся приватизации сетевого комплекса говорить сложно, так как пока я не вижу тех частных инвесторов, которые могли бы вложиться в покупку сетевых компаний.

В любом случае рассмотренное предложение по заморозке и сдерживанию роста тарифов уровнями инфляции пока что находится на стадии законопроекта, и его практическая реализация под большим вопросом. В целом я считаю подобную схему регулирования нецелесообразной, особенно в разрезе такого подхода, когда все естественные монополии стригут под одну гребенку. Необходим отдельный тщательный анализ каждой из отраслей и индивидуальный подход к корректировке тарифов. Но даже в случае принятия решения о введении данного механизма я не вижу в этом серьезного риска для Россетей и ФСК ввиду вышеупомянутых причин. Однако снижение цен на газ может способствовать сокращению затрат на топливо некоторых генераторов, например Э.ОН Россия, которая является моим фаворитом не только в секторе генерации, но и во всей отечественной электроэнергетической отрасли.

Таргет по обыкновенным акциям Россетей — 1,311 руб., по бумагам ФСК — 0,181 руб. По Э.ОН Россия целевая цена установлена на уровне 3,47 руб. за акцию.

Екатерина Шишко, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх