Конфликт государственных «Транснефти» и «Роснефти» расширяется. Нефтетранспортная монополия раскритиковала проект роста мощностей Восточной нефтехимической компании (ВНХК), который потребует дополнительных вложений в нефтепроводы в объеме 257,7 млрд руб. В этих условиях «Транснефть» считает проект «Роснефти» «неэффективным и нецелесообразным», но та ссылается на требование президента Владимира Путина по снижению стоимости топлива на Дальнем Востоке. Сама «Роснефть» финансировать модернизацию труб не готова, пишет «Коммерсантъ».
«Транснефть» подсчитала, в какую сумму ей могут обойтись планы «Роснефти» по расширению мощности будущего проекта Восточной нефтехимической компании до 24 млн тонн. Анализ, проведенный монополией, показал, что существует дефицит мощностей подводящих трубопроводов к предприятию, о чем президент «Транснефти» Николай Токарев написал в пятницу главе Минэнерго Александру Новаку. По данным компании, ей потребуется в целом 257,7 млрд руб. «без учета стоимости объектов внешнего электроснабжения», в том числе 111,9 млрд руб. на нефтепроводы Западной Сибири и 145,8 млрд руб. на ВСТО. В письме, с которым удалось ознакомиться, топ-менеджер утверждает, что «такие гигантские вложения финансовых средств только в расширение транспортной инфраструктуры для подачи нефти означают очевидную экономическую неэффективность и нецелесообразность строительства ВНХК».
Провести анализ стоимости расширения системы «Транснефти» поручили 31 мая на межправительственной комиссии по ТЭКу у вице-премьера Аркадия Дворковича. Тогда «Роснефть» объявила, что планирует увеличить мощность ВНХК с 10 млн тонн до 24 млн тонн нефти в год в связи с необходимостью снижения стоимости топлива на Дальнем Востоке.
Окончательного решения по проекту пока нет — как удалось выяснить, планы «Роснефти» еще грандиознее. В госкомпании говорят, что максимальная мощность планируемого в Приморском крае нефтехимического комплекса может составить 30 млн тонн. «Роснефть» собирается применять технологии переработки нефти различного качества и использовать в качестве сырья как российскую нефть, так и нефть, закупаемую в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в том числе сырье со своих вьетнамских проектов. В пятницу «Интерфакс» со ссылкой на документы компании сообщил, что стоимость проекта — $45 млрд. По словам источника, знакомого с ситуацией, для производства нефтехимии «Роснефть» заинтересована в поставках 1,8 млрд кубометров газа в год с месторождений «Газпрома». В газовой монополии сообщили, что «Роснефть» пока не обращалась в компанию с официальным предложением.
В то же время финансировать расширение нефтепроводной системы для поставок нефти на ВНХК «Роснефть» не планирует, сказалисточник, близкий к компании. Таким образом, конфликт двух госкомпаний расширяется. Они уже столкнулись с проблемой необходимости модернизации ВСТО для дополнительных поставок в Китай, о которых «Роснефть» и китайская CNPC договорились в конце марта. «Транснефть» предложила нефтекомпании самой оплатить расширение отвода от ВСТО — нефтепровода Сковородино—Мохэ. «Роснефть» долго отказывалась рассматривать вариант расширения за ее счет. В конце мая глава компании Игорь Сечин заявил, что она готова заплатить за расширение трубы, но для этого необходимо провести расчет возможных затрат. «Транснефть» назвала все связанные с трубопроводной системой проекты «Роснефти» хотелками и оценила их в 320 млрд руб. Позже президент Владимир Путин поручил Минэнерго разобраться с условиями финансирования расширения Сковородино—Мохэ.
Виталий Крюков из «ИФД-Капиталъ» уверен, что схема финансирования, которую правительство утвердит для Сковородино—Мохэ, будет применена и в случае с ВНХК. Однако сам по себе проект строительства в Находке предприятия мощностью переработки до 30 млн тонн нефти в год эксперт считает нерациональным по двум причинам. Во-первых, проект «Роснефти» перечеркнул планы государства по созданию собственного нефтяного бенчмарка для азиатского рынка — высококачественной ESPO, так как часть объемов нефти с порта Козьмино (сейчас оттуда осуществляется экспорт ESPO) будет направлена на ВНХК. Второй причиной аналитик называет отсутствие гарантий сбыта для нефтепродуктов и нефтехимии с завода. В Китае уже появился тренд на избыток нефтеперерабатывающих мощностей, полагает господин Крюков, а после модернизации Хабаровского и Комсомольского НПЗ исчезнет вероятность дефицита топлива и в Дальневосточном регионе.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.