Новости энергетики 16+

Труба раздора

Отношения между государственными «Роснефтью» и «Транснефтью» снова обострились. «Роснефть» отказывается финансировать расширение трубопроводной системы для дополнительных поставок нефти в Китай, которые она должна начать в июле, предлагая возложить все траты на «Транснефть». В нефтепроводной монополии позицию «Роснефти» называют «хотелками», которые потребуют вложений 320 млрд руб., пишет «Коммерсантъ».

«Роснефть» не готова самостоятельно финансировать расширение нефтепроводной системы под дополнительные поставки нефти в Китай, сообщил во вторник поздно вечером глава госкомпании Игорь Сечин. «Это не наша задача. Наша задача — оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача «Транснефти» — обеспечить прокачку и получить при этом нормальную рентабельность»,— пояснил он.

Трубопроводная монополия вчера господину Сечину ответила, заявив, что на сегодня общая сумма различных инвестиционных проектов «Роснефти», которые она направила для реализации в «Транснефть», составляет около 320 млрд руб. «Это и расширение ВСТО, и труба до Комсомольского НПЗ, и часть проекта «Юг» от Новороссийска до Туапсе, и многое другое»,— уточнили в «Транснефти». По словам представителя трубопроводной монополии Игоря Демина, если реализовывать эти проекты на средства «Транснефти», то затраты на них будут включены в инвестиционную часть общего тарифа. «То есть «хотелки»‘ одной компании будут оплачены сразу всеми российскими нефтяниками»,— сказал господин Демин. В Минэнерго комментировать ситуацию отказались.

Сейчас «Роснефть» экспортирует в Китай 15 млн тонн нефти в год. Всего компания, по договоренности с китайской стороной, до 2030 года должна поставить в страну 300 млн тонн нефти. «Роснефть», согласно межправительственному соглашению по увеличению экспорта российской нефти в Китай, с 1 июля должна приступить к дополнительным поставкам сырья в страну по ВСТО. В качестве «приоритетного направления» рассматривается нефтепровод-отвод от ВСТО на Китай Сковородино—Мохэ. По нему «Роснефть» в течение первых шести месяцев с начала увеличения объемов экспорта допоставит 800 тыс. тонн, с 2014 года — 2 млн тонн, с 1 января 2015 года до 31 декабря 2017 года — по 5 млн тонн в год. Основное увеличение начнется с 2018 года — до 15 млн тонн. В целом же соглашение будет действовать 25 лет. На пике поставки нефти, учитывая «дополнительные направления», достигнут 31 млн тонн в год.

Для реализации этих планов потребуется расширение нефтепроводов ВСТО и Сковородино—Мохэ. По данным Минэнерго, мощность действующего нефтепровода-отвода от ВСТО может быть технически увеличена на первом этапе только на 2-7 млн тонн в год. Ранее сообщалось, что ведомство оценило затраты на расширение в 47,2 млрд руб. Финансировать этот проект Минэнерго предложило за счет долгосрочного тарифа на транспортировку нефти, который платила бы только «Роснефть». В ФСТ вчера сообщили, что конкретных обсуждений по вопросу финансирования строительства дополнительных мощностей на Китай в ведомстве пока не велось.

Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что сумма, которую государственная «Роснефть» получит от Китая за дополнительные объемы нефти, в разы превышает расходы на увеличение мощности трубопроводной системы, что не может не учитываться правительством при принятии окончательного решения. Кроме того, сама «Транснефть» (сейчас у компании почти 300 млрд руб. денежных средств и ликвидных финансовых активов) в долгосрочной перспективе может быть заинтересована в этом расширении, так как увеличатся объемы прокачки по ВСТО и Сковородино—Мохэ, добавляет собеседник. «Повышение общего тарифа для нефтяников в такой ситуации несправедливо, однако подобное уже однажды происходило: ВСТО строился в интересах не всех компаний, хотя платили за него все»,— вспоминает источник. По его словам, проблема может быть решена, если «Транснефть» договорится с «Роснефтью» о долгосрочных тарифах на других интересующих ее участках трубы.

Отношения между «Роснефтью» и «Транснефтью» обострились в начале года, когда стало известно о намерениях «Роснефти» увеличить экспорт в восточном направлении. Сначала «Транснефть» высказала несогласие с планами поставлять нефть в Китай через Казахстан (направление лоббировала «Роснефть») и подсчитала свои возможные потери от этого, а затем предложила транспортировать сырье через Монголию. Но Игорь Сечин этот вариант категорически отверг.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх