Свежее
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд рубТатнефть и Казмунайгаз приступили к бурению 1-й скважины на участке Каратон ПодсолевойГазпром подает газ Европе через ГИС «Суджа» в объеме 42,4 млн куб м
За последнее время участились нападки на энергетиков со стороны государства. Одним из самых громких событий в этом ряду стало обвинение компаний сектора премьером Путиным в использовании серых схем и ведении бизнеса через офшоры.
В преддверии Нового года премьер-министр России Владимир Путин посетил церемонию ввода в эксплуатацию новых гидроагрегатов на Саяно-Шушенской ГЭС, после чего произнес часовую речь перед энергетиками о нынешнем состоянии отрасли. Первая часть выступления касалась достижений отрасли, а во второй части глава правительства обличал компании сектора в использовании оффшорных схем, обвинял в завышении тарифов, уличал в неэффективности и мошенничестве при управлении энергоактивами. Но так ли объективен апокалиптический доклад премьер-министра?
В своей речи Владимир Путин заявил, что из 352 проверенных топ-менеджеров энергетических компаний более 160 аффилированы с компаниями-контрагентами. Другими словами, самые «лакомые» контракты доставались фирмам родственников и друзей. Также в речи главы правительства прозвучали фамилии руководителей, наличие связей у которых вызвало наибольшее внимание. После этого выступления большинство перечисленных персон оставили свои посты. Среди самых влиятельных — Дмитрий Пономарев, теперь уже бывший глава НП «Совет рынка», осуществляющего текущее регулирование и контроль рынка электроэнергии. Кстати, он являлся одним из немногих топов, которые остались в отрасли при реорганизации РАО ЕЭС. Под горячую руку премьера попали и другие топ-менеджеры.
Особое внимание вызвали оффшорные схемы, используемые в деятельности энергетических компаний, с помощью которых предположительно происходили вывод и обналичивание средств.
Все выглядит так, будто правительство решило всерьез взяться за электроэнергетику. Но это только на первый взгляд, на самом деле фокус регулирования направлен на сферы, так или иначе связанные с тарифами, монополиями и ценами на товары и услуги первой необходимости. И это неспроста, ведь в предвыборный период 2012 года властям необходима поддержка населения, а самый надежный способ ее обеспечить — дать почувствовать реальную выгоду от нынешнего руководства страны.
Начало истории с тотальным контролем сектора было положено еще в 1-м квартале 2011 года, когда президент и премьер-министр высказали озабоченность по поводу резкого роста тарифов, в том числе и на электроэнергию. Лимиты роста тарифов были установлены на уровне 15%.
Игорь Сечин со своей стороны предложил меры по снижению давления на тарифы:
1. Не индексировать тариф на мощность с 1 января 2012. Повышение тарифов произойдет со второй половины 2012 года. Перенос индексации, по мнению высшего руководства, поспособствует замедлению темпов роста инфляции. Предельные уровни роста цен установлены для генерирующих компаний — 7%, для сетевиков — 6%.
2. Сократить инвестиционные программы для ГЭС и АЭС. Пересмотренная инвестпрограмма для Русгидро на 2012-2014 годы составит 227,5 млрд — снижение больше чем на 10%. Росэнергоатом в 2012 году урезал планируемые инвестиции более чем на 40 млрд рублей. Такое снижение объемов инвестиционных программ в дальнейшем может сильно сказаться на динамике роста, а также на надежности функционирования объектов энергетического сектора.
3. Увеличить период регулирования тарифов сетевых компаний с трех до пяти лет у сетей. Благодаря этой мере должна возникать возможность снизить темпы роста в ближайшие периоды за счет компенсации выручки в будущем. На деле же часто снижение выручки часто не компенсируется в полной мере.
Данные меры вызвали большое недовольство участников рынка, в том числе и иностранных. Владимиру Путину было даже направленно письмо, подписанное генеральными директорами Э.Он, Enel и Fortum, в котором выражалась обеспокоенность по поводу постоянно меняющихся условий в отрасли, где такого быть не должно. Со своей стороны иностранные инвесторы выполняют свои обязательства: оценка деятельности по показателю EBITDA margin доказывает огромное преимущество компаний с иностранным собственником.
Повышенное внимание правительства к отрасли в какой-то мере оправданно: нарушения, выявленные в ходе проверок, служить повышению эффективности системы едва ли способны. Действия властей должны помочь навести порядок. Однако снижение тарифов в ущерб самим энергетическим компаниям не самый правильный выход даже в условиях напряженной предвыборной борьбы.
Таким образом, акции энергетических компаний в настоящий момент испытывают некоторое давление в связи с политическими рисками. Поэтому наиболее привлекательными в данный момент являются стабильные компании с хорошими финансовыми показателями. Среди них рекомендую лидеров по эффективности Энел ОГК-5 и Э.Он Россия (ОГК-4).
Энел ОГК-5: целевая цена — 3,21 рубля, потенциал роста — 61%, рекомендация — «покупать». Э.Он Россия: целевая цена — 3,7 рубля, потенциал роста — 55%, рекомендация — «покупать».
Вячеслав Новожилов, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…
Татнефть и Казмунайгаз приступили к бурению 1-й скважины на участке Каратон Подсолевой
Участок Каратон Подсолевой расположен вблизи крупного месторождения Тенгиз.
Газпром подает газ Европе через ГИС «Суджа» в объеме 42,4 млн куб м
Накануне объем прокачки также составил 42,4 млн куб м.