Новости энергетики 16+

Транснефть взяла трубопровод на себя

«Транснефть» договорилась с другими участниками строительства трубопровода Заполярное—Пурпе о новой схеме его финансирования. Если раньше инвесторами проекта фактически были нефтяники, то теперь большую часть всех затрат, которые оцениваются в 120 млрд руб., на себя возьмет «Транснефть». В обмен на это нефтекомпаниям придется взять на себя обязательства по заполнению трубы, пишет «Коммерсантъ».

Глава «Транснефти» Николай Токарев заявил вчера, что монополия согласовала с ТНК-ВР, «Газпром нефтью», «Северэнергией» и ЛУКОЙЛом новую схему строительства трубопровода Заполярное—Пурпе. Она предполагает, что финансирование проекта полностью возьмет на себя «Транснефть». Ранее планировалось, что это сделают нефтекомпании путем участия в допэмиссии ОАО «Заполярье».

По словам господина Токарева, расчеты показали, что «более эффективной моделью является финансирование самой «Транснефтью» с последующей компенсацией тарифа или дополнительных вариантов финансирования компаниями под их гарантии заполнения трубы». Николай Токарев отметил, что скорректированный вариант скоро будет передан Минэнерго на рассмотрение правительства.

Заполярное—Пурпе — второй отрезок нефтепровода Заполярное—Пурпе—Самотлор, который должен соединить Ямал и ВСТО. Проект разделен на два этапа. Отрезок Пурпе—Самотлор (мощность 25 млн тонн нефти в год с возможным расширением до 50 млн тонн) начал строиться еще в марте. Распоряжение о строительстве отрезка Заполярное—Пурпе премьер Владимир Путин подписал в октябре 2010 года. Планируемая мощность — 45 млн тонн. Первую очередь намечалось ввести в конце 2013 года, вторую — в конце 2014 года, третью — в конце 2015 года.

Исходная схема финансирования проекта предполагала, что компания проведет допэмиссию акций ОАО «Заполярье» (компания-оператор проекта) в пользу ТНК-BP, «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа. В 2016 году «Транснефть» должна начать выкупать у нефтяников акции компании исходя из их затрат на проект с учетом процентов за пользование средствами. Нефтепровод нужен нефтяникам: на Ямале располагаются их крупные месторождения, освоение которых тормозит проблема с транспортировкой нефти.

Однако монополии не сразу удалось убедить нефтекомпании работать на условиях take or pay, которые в нефтепроводах до этого не использовались. В распоряжении правительства об этом не говорилось. Но потом компании согласились на предложенные условия, рассказал источник в одной из них. Он также считает более логичным, что «Транснефть» сама будет заниматься строительством и эксплуатацией магистрального трубопровода. «Это все-таки не наш бизнес»,— говорит один из источников. Он отмечает, что в целом нефтекомпаниям удалось договориться о возможности 20% отклонения от заявленного уровня добычи: «У всех там новые месторождения, с абсолютной точностью предсказать их разработку сейчас невозможно». ТНК-ВР собирается прокачивать через трубопровод нефть с Уватской группы и Мессояхи, разрабатываемой совместно с «Газпром нефтью» (оператор проекта). Николай Токарев заявил вчера также, что весь проект (вместе с промысловыми трубопроводами, которые построят нефтекомпании) оценивается по-прежнему в 120 млрд руб., из них доля «Транснефти» — 90 млрд руб. При этом для финансирования строительства трубопровода монополия собирается привлечь кредитное финансирование.

Виталий Крюков из «ИФД-Капитала» называет новую схему более выгодной для нефтекомпаний, которым не придется вкладывать собственные средства в трубопровод. Причем будущее проектов компаний во многом зависит от изменений налоговой системы: если они будут отрицательными, то нефтяники не смогут выполнить взятые на себя обязательства по прокачке, отмечает эксперт.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх