Новости энергетики 16+

ЛУКОЙЛ заподозрили в монополизме

У ЛУКОЙЛа, который только что решил проблему с остановкой НПЗ в Бургасе, возникли новые проблемы с болгарскими властями. Теперь нефтекомпанию подозревают в нарушении антимонопольного законодательства при работе на рынке нефтепродуктов. Эксперты болгарского топливного рынка не видят никаких нарушений со стороны ЛУКОЙЛа. Но в самом худшем случае компании грозит штраф в размере 8% прибыли от этого бизнеса, пишет «Коммерсантъ».

Комитет Болгарии по охране конкуренции начал расследование в отношении болгарского трейдингового подразделения ЛУКОЙЛа — LUKOIL Bulgaria. Компанию подозревают в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и картельном сговоре, говорится в сообщении регулятора. «Были проанализированы контрактные отношения LUKOIL Bulgaria с партнерами и оптовыми продавцами, и есть подозрение, что некоторые условия контрактов могут привести к закрытию рынка»,— отметили в комитете. В ЛУКОЙЛе заверили, что компания «работает в рамках действующего законодательства».

LUKOIL Bulgaria занимается продажей топлива, которое выпускает НПЗ в Бургасе — единственный в стране завод по производству нефтепродуктов. LUKOIL Neftochim Bourgas мощностью 9,8 млн тонн обеспечивает около 70% оптовых поставок топлива в Болгарии. На розничном рынке ЛУКОЙЛ, владеющий в стране более 200 АЗС, занимает около 26%.

С начала года в Болгарии начали резко расти цены на бензин. В марте по всей стране прокатились массовые демонстрации против подорожания топлива. Тогда ЛУКОЙЛ пообещал заморозить цены. «Розничная стоимость топлива тогда повышалась в соответствии с мировой конъюнктурой роста цен на нефть, потом ситуация стабилизировалась»,— уточнили вчера в ЛУКОЙЛе. Но в середине июля был зафиксирован очередной резкий скачок цен на нефтепродукты. Как сообщала болгарская пресса, только за один день цена на литр Аи-95 выросла на 3%. В целом, по словам главы Ассоциации нефти и газа Андрея Делчева, с начала года стоимость бензина выросла на 15-20%.

Тогда же болгарские власти предъявили первые претензии к ЛУКОЙЛу, правда, прямого отношения к розничному рынку топлива они не имели. Компания вовремя не установила на своем НПЗ оборудование, необходимое для расчета величины акцизов. Поэтому по решению таможенной службы Болгарии у завода была отозвана лицензия. Власти подозревают ЛУКОЙЛ в том, что компания недоплатила в бюджет порядка €250 млн.

В конце прошлой недели ЛУКОЙЛ начал остановку завода, но параллельно обратился в административный суд Софии с жалобой на незаконность действий таможенников. По решению суда лицензия была временно возвращена, рассмотрение дела по существу начнется в конце августа. Как пояснили в ЛУКОЙЛе, «разбирательство может затянуться на несколько месяцев и этого времени вполне достаточно на установку приборов учета». Однако вчера стало известно, что таможенная служба подала апелляцию на решение суда. Дата ее рассмотрения пока неизвестна.

Остановка НПЗ в Бургасе заставила болгарские власти вскрыть госрезерв топлива, чтобы наладить снабжение авиакеросином аэропорты страны. Также были начаты переговоры об увеличении поставок нефтепродуктов из Греции и Румынии (ЛУКОЙЛ в этой стране также владеет НПЗ). По оценкам главы Ассоциации нефти и газа Андрея Делчева, на рынке авиатоплива Болгарии ЛУКОЙЛ занимает 100%, в поставках для железных дорог — 80-90%.

При этом Андрей Делчев не считает, что ЛУКОЙЛ действительно нарушил антимонопольное законодательство. «Розничные цены в Болгарии такие же, как на средиземноморском рынке в целом,— поясняет эксперт.— Кроме того, топливный рынок Болгарии является открытым, так что если бы цены у ЛУКОЙЛа действительно были высокими, то компании из соседних стран, например Греции и Румынии, сразу бы пришли на болгарский рынок». Действительно, сейчас цены на бензин в Болгарии — одни из самых низких в Европе.

Проблемы с НПЗ ЛУКОЙЛа в Болгарии уже не первые для российского бизнеса в этой стране, говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Местные власти затягивают проект строительства нефтепровода Бургас—Александруполис и АЭС «Белене», причем скорее по политическим, чем экономическим причинам, поясняет он. Но ситуация, когда в разгар курортного сезона Болгария останется без топлива, по мнению аналитика, не выгодна «ни властям, ни ЛУКОЙЛу». В 2009 году антимонопольные органы страны уже подозревали ЛУКОЙЛ в завышении стоимости нефтепродуктов, говорит Андрей Делчев, но расследование не установило факта картельного сговора, а с тех пор на рынке не произошло никаких изменений. В самом худшем случае ЛУКОЙЛу грозит штраф в размере 8% от чистой прибыли на этом рынке.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх