Новости энергетики 16+

Геннадий Тимченко заработал на Трансойле

Компания «Трансойл», принадлежащая Геннадию Тимченко и акционерам группы «Н-Транс», в 2010 году стала самой прибыльной отдельно взятой частной железнодорожной компанией в России. Чистая прибыль «Трансойла» по итогам прошлого года выросла на 9%, но в этом году темпы роста замедлятся, предупреждают эксперты и участники рынка, пишет «Коммерсантъ».

Вчера стали известны результаты работы в 2010 году крупнейшего частного железнодорожного перевозчика нефти и нефтепродуктов — ООО «Трансойл». По данным СПАРК, выручка компании выросла на 33,7% — до 67,8 млрд руб., чистая прибыль — на 9%, до 5,9 млрд руб. Таким образом, «Трансойл» стал рекордсменом среди отдельно взятых частных железнодорожных компаний по величине чистой прибыли.

Перевозки «Трансойла» в прошлом году росли быстрее рынка — на 20% — при среднем показателе увеличения перевозок нефтеналивных грузов по сети РЖД — 12%. По итогам года «Трансойл» перевез 59 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то есть его доля на рынке железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов составила 21%. Больше (73,5 млн тонн) удалось перевезти только дочерней РЖД Первой грузовой компании (ПГК), но ее парк цистерн в два с лишним раза больше, чем у «Трансойла».

ООО «Трансойл» специализируется на перевозках нефтеналивных грузов. Вагонный парк компании насчитывает 29,8 тыс. цистерн. По неофициальным данным, «Трансойл» владеет около 60 локомотивов и является одним из крупнейших независимых перевозчиков по сети РЖД. Основные клиенты компании — «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». «Трансойл» на 66% принадлежит структурам предпринимателя Геннадия Тимченко, на 33% — акционерам группы «Н-Транс».

Собеседники на рынке указывают, что прошлый год был удачен почти для всех компаний, которые перевозят по железной дороге нефть и нефтепродукты. Например, компания «Балттранссервис» (входит в группу Globaltrans) в прошлом году получила максимальные для себя 2,5 млрд руб. чистой прибыли. ОАО «Востокнефтетранс», принадлежащее «Уралвагонзаводу» и «Транснефти», смогло заработать на перевозках сырой нефти в рамках ВСТО около 4,5 млрд руб. чистой прибыли.

Однако в этом году эти показатели сильно не вырастут, уверены двое представителей операторских компаний. Доходность полувагона в этом году превысила доходность цистерны — 1500 руб. в сутки без НДС против 1200 руб. Кроме того, замедлились темпы роста перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД — по итогам первого полугодия они выросли всего на 0,7%. Аналитик Банка Москвы Денис Борисов объясняет это повышением экспортных пошлин на мазут — один из ключевых для железнодорожного транспорта грузов. «Свою роль сыграли также ограничения в экспортных поставках бензина и нафты»,— считает аналитик.

Из-за замедления темпов роста перевозок крупные собственники цистерн начали искать дополнительные возможности для роста, поэтому на рынке началось перераспределение маршрутов между основными перевозчиками, рассказывает источник в одной из операторских компаний. Итогом этого может стать увеличение долей рынка частных компаний, которые постепенно забирают объемы у ПГК. «Дочка» РЖД в январе—июне снизила перевозки нефтеналивных грузов на 7,5%, но в компании объясняют это уменьшением доли ПГК в парке российских цистерн за счет списания собственных вагонов и тем, что конкуренты активно закупали новые цистерны. Собеседник тем не менее не исключает, что «Трансойл» в 2011 году сможет обойти по доле рынка ПГК. В самом «Трансойле» прогнозировать динамику 2011 года отказались. Гендиректор компании Андрей Гомон лишь заявил, что «перевозки растут в соответствии с рынком».

Денис Борисов считает, что медленные темпы роста перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся до конца года — предпосылок для их роста сейчас нет. Однако глава отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что отрасли под силу достичь роста перевозок на 2%.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх