Новости энергетики 16+

ОТЭКО может получить 10 млрд руб в год на поддержку экспорта угля

Как стало известно, Минэнерго предлагает ежегодно выделять до 10 млрд руб. субсидий таманскому портовому проекту ОТЭКО Мишеля Литвака. По словам источников, вопрос обсуждался на заседании рабочих групп Госсовета по транспорту и энергетике 14 августа, пишет «Коммерсантъ». Как сообщалось 14 августа, субсидии могут снизить ставку перевалки угля в порту с $14 до $8 за тонну — до уровня Усть-Луги и Мурманска. В результате, как ожидается, экспорт угля вырастет на 20 млн тонн, дополнительная прибыль угольных компаний может составить 25 млрд руб., платежи в бюджет — 3 млрд руб., выручка ОАО РЖД — 32 млрд руб., выручка железнодорожных операторов — 9 млрд руб., говорилось в презентации Минэнерго к заседанию. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что сейчас угольный терминал ОТЭКО может перевалить 3 млн тонн угля в месяц, но к середине 2021 года мощности вырастут до 50 млн тонн.

Предложение призвано улучшить экономику экспорта угля из Кузбасса с отгрузкой из портов европейской части РФ. Цены на энергетический уголь в Европе ниже, чем в Азии, поэтому угольщикам выгоднее ехать на восток, но мощности БАМа и Транссиба пока недостаточны, чтобы провезти все объемы.

По словам собеседников, ОАО РЖД на совещании подняло вопрос о субсидии угольщикам, которые согласятся везти сырье из Кузбасса в порты европейской части РФ. Но, как заявило Минэнерго, предложение не поддержало большинство угольных компаний, кроме «СДС-угля», говорят источники. Вместо этого угольщики просили ОАО РЖД продлить скидки на перевозку в порты европейской части РФ на 2021 год и при возможности увеличить их. Как сообщалось 14 августа, в подготовленном правительством проекте доклада президенту РФ речь шла об увеличении предельного размера скидки с 12,8% до 42,7%.

В Минэнерго подтвердили, что предложения по стимулированию перевозок угля через порты юга и северо-запада, которые содержатся в проекте доклада президенту, принадлежат министерству. Вопрос о согласовании субсидии в 10 млрд руб. в министерстве оставили без комментариев. В Минтрансе сообщили, что предложения об увеличении скидки на перевозку угля министерством не обсуждались, а решения о выделении субсидий ОТЭКО не принимались. Но, по словам собеседников, в рамках заседания 14 августа глава Минтранса Евгений Дитрих говорил о необходимости обеспечить загрузку терминала ОТЭКО.

Топ-менеджер крупной угольной компании сказал, что снижение тарифов в Тамани позволит увеличить отгрузки через этот порт и нарастить объемы экспорта, что «особенно актуально в связи загруженностью железных дорог в восточном направлении». В то же время в отрасли считают идею индивидуальных субсидий для ОТЭКО дискриминацией остальных участников рынка. Так, один из собеседников “Ъ” недоумевает, почему ОТЭКО не может самостоятельно снизить ставки перевалки, увеличив срок окупаемости проекта.

Заместитель главы ФАС Александр Редько заявил, что идея потратить бюджетные средства на поддержку коммерчески успешного частного порта, работающего в конкурентной среде, «нуждается в обосновании». «Полагаем, что приоритет господдержки — не грузовой, а пассажирский транспорт, пострадавший от кризиса, качественная работа которого востребована гражданами в повседневной жизни»,— сказал он.

Мишель Литвак сообщил, что «никогда не просил и не просит помощи от государства». По его мнению, «это правильно — помогать нашим угольным компаниям завоевывать именно новые экспортные рынки». По его словам, субсидия «непосредственно морским терминалам по усмотрению государства» — это лишь один из вариантов решения проблемы. Другим вариантом могла бы стать прямая субсидия угольщикам-экспортерам, направляющим грузы на новые рынки и увеличивающим отгрузки в адрес специализированных терминалов с развитой железнодорожной инфраструктурой. Еще один сценарий — субсидия в адрес ОАО РЖД для обеспечения дополнительной скидки на провоз угля в такие терминалы.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что субсидирование перевалки создает неравные условия для стивидорных компаний. Эксперт отмечает, что подход, основанный на выравнивании логистических затрат для разных направлений и терминалов, нежизнеспособен в условиях разных цен на уголь в Европе, Азии и Африке, а также в связи с тем, что многие крупнейшие терминалы принадлежат самим угольным компаниям.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх