Свежее
Япония в 2024 финансовом году снизила импорт СПГ из РФ на 9,4%Оман создаст международный коридор для экспорта сжиженного зеленого водорода в ЕвропуБензин в РФ за неделю подорожал в среднем на 8 коп, дизель — на 5 копВ 2025г ДРСК установит 8 тыс ПЗУРоссети Новосибирск работают в режиме повышенной готовностиНа Смоленской ТЭЦ-2 введен в работу турбоагрегат мощностью 130 МВт
Страны ЕС в Совете Евросоюза достигли компромисса по изменению газовой директивы, которое могло серьезно помешать проекту «Газпрома» «Северный поток-2» (Nord Stream 2), пишет «Коммерсантъ». По данным издания, этот вариант дает «Газпрому» шанс избежать серьезных негативных последствий для проекта, поскольку переговоры по применению директивы будет вести Германия. Но само принятие директивы все же может затруднить и затянуть начало эксплуатации газопровода. В любом случае директива еще будет дорабатываться Советом ЕС и Европарламентом, и ее конечный вариант может выглядеть иначе.
Постпреды стран—членов ЕС при Совете ЕС 8 февраля одобрили поправки к газовой директиве (регулирует отрасль), открыв путь для ее доработки с участием представителей Совета, Европарламента и Еврокомиссии. Эти поправки, нацеленные против газопровода «Северный поток-2», который «Газпром» прокладывает по дну Балтийского моря в Германию, были призваны распространить на проект нормы ЕС. Берлин полтора года блокировал рассмотрение поправок, но из-за изменения позиции Франции вынужден был принципиально согласиться на их внесение.
Канцлер Германии Ангела Меркель первой, еще до сообщения Совета ЕС, заявила, что разногласия по проекту директивы с Парижем преодолены. Она также заявила, что Берлин не будет полагаться только на российский газ и готов закупать и сжиженный, из чего можно сделать вывод, что Германия не отказалась от поддержки «Северного потока-2». Германия и Франция в последний момент действительно внесли совместные предложения по изменению проекта директивы.
Главным нововведением стало то, что именно та страна ЕС, где находится первый пункт соединения газопровода из третьей страны с газовой системой члена союза, имеет полномочия вести переговоры о применении директивы.
В случае «Северного потока-2» это означает, что именно Германия сможет решать, в какой степени директива будет применяться к газопроводу.
Но если поправки одобрят в таком виде, проблем все равно не избежать. Во-первых, если «Северный поток-2» будет построен после даты вступления поправок в силу, он не сможет получить исключения из Третьего энергопакета ЕС по упрощенной процедуре (без исключений придется разделять владельца трубы и поставщика газа и дать доступ третьим лицам к мощностям газопровода). Вместо этого Германии и России придется заключать специальное соглашение о правовом режиме газопровода.
Причем Германия должна будет получать разрешение ЕК на такие переговоры, запросив его не позднее чем за пять месяцев до их начала. Брюссель должен дать ответ за 90 дней, но может запросить дополнительную информацию, после получения которой отсчет дней начнется заново,— так ЕК более двух лет затягивала выдачу исключений из Третьего энергопакета для газопровода Opal, не позволяя «Газпрому» полностью загрузить «Северный поток-1».
Наконец, Брюссель может и не дать разрешение на переговоры, если, например, сочтет, что те «могут повредить функционированию внутреннего рынка газа, конкуренции или безопасности поставок». ЕК должна получать отчеты о ходе переговоров и может настоять на участии своего представителя с целью ознакомления. Но из директивы был убран более жесткий пункт, позволявший ЕК выпускать инструкции по проведению переговоров и утверждать их итоги.
В проектной компании «Северного потока-2» Nord Stream 2 AG и «Газпроме» воздержались от комментариев. Собеседники в отрасли оценивают поправки с осторожным оптимизмом.
Но делать окончательные выводы рано: поправки могут измениться в рамках переговоров между Европарламентом и Советом ЕС, которые, как сообщил глава профильного комитета парламента Ежи Бузек, начнутся уже 12 февраля. Нельзя также исключать того, что стороны не сумеют принять поправки до майских выборов в Европарламент. Тогда их вряд ли примут в этом году, а «Газпром» планирует достроить «Северный поток-2» в четвертом квартале. Поправкам предстоит пройти и юридическую экспертизу, которая должна оценить и то, зачем они вообще нужны. В начале февраля консалтинговая компания Arthur D. Little в анализе поправок отметила, что, если проблема нехватки правовой определенности в отношении морских газопроводов из третьих стран в ЕС и существует, то поправки ее только более запутают.
Согласованные Германией и Францией поправки снимают риски того, что полномочия по предоставлению исключений из Третьего энергопакета будут переданы ЕК или отданы на откуп коллективному решению нескольких стран ЕС, говорит Алексей Гривач из ФНЭБ. «Но возникают риски затягивания ввода «Северного потока-2» из-за необходимости коммуникации с ЕК,— продолжает он.— Кроме того, Германия получает дополнительный рычаг давления на Россию в переговорах по транзиту газа через Украину». Но, считает господин Гривач, поскольку Россия и Германия и так договорились о сохранении транзита после 2020 года, а процесс заполнения нового газопровода всегда происходит поэтапно, эти сложности не являются новыми и принципиальными.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Япония в 2024 финансовом году снизила импорт СПГ из РФ на 9,4%
Однако в марте 2025 года Япония увеличила импорт СПГ из…
Оман создаст международный коридор для экспорта сжиженного зеленого водорода в Европу
К концу этого десятилетия Оман планирует производить 1 млн тонн…
Бензин в РФ за неделю подорожал в среднем на 8 коп, дизель — на 5 коп
До 59,55 руб за один литр и 71,09 руб соответственно.
В 2025г ДРСК установит 8 тыс ПЗУ
С 2025 по 2029 год в регионах присутствия компании планируется…
Россети Новосибирск работают в режиме повышенной готовности
Чтобы оперативно отреагировать на возможные нарушения в электросетях и не…
На Смоленской ТЭЦ-2 введен в работу турбоагрегат мощностью 130 МВт
В результате модернизации мощность турбоагрегата увеличилась со 110 до 130…