Новости энергетики 16+

Китайцы осваивают берега Баренцева моря

Китайская Poly International может стать главным инвестором строительства принадлежащего Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) угольного портового терминала «Лавна» в Мурманской области. Китайцы готовятся подписать соглашение о сотрудничестве с регионом, объем инвестиций в проект составляет $300 млн., пишет «Коммерсантъ».

Вчера правительство Мурманской области сообщило, что президент китайской холдинговой компании Poly International Ван Линь ознакомился с инфраструктурой Мурманского порта и инвестперспективами западного берега залива. По итогам совещания первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин сообщил, что китайская сторона проявила интерес к сотрудничеству. По его словам, правительство Мурманской области и Poly готовятся в ближайшее время подписать соглашение о сотрудничестве.

Работу над сделкой подтвердил и министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, добавив, что его детали «прорабатываются». По его словам, уже подписано соглашение о сотрудничестве между основным акционером «Лавны» ГТЛК и Poly. Китайская компания, добавил он, рассматривает возможность инвестиций и в региональные объекты инфраструктуры. Рассказывать подробности соглашения сторон до окончательного подписания господин Соснин отказался. Ранее Poly также называлась в числе потенциальных инвесторов строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района морского порта Архангельска.

Терминал «Лавна» на 18 млн тонн должен стать ключевым объектом Мурманского транспортного узла (МТУ). Проект МТУ предусмотрен ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» и включает строительство угольного и нефтяного терминалов, железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, а также реконструкцию еще одного угольного и строительство контейнерного терминала на восточном. В октябре совет директоров ГТЛК одобрил приобретение ООО «Морской торговый порт «Лавна»», владеющего проектной документацией на строительство угольного терминала. Компания выкупила проект у «Кузбассразрезугля» (КРУ, входит в УГМК Искандара Махмудова и партнеров), владеющего «Лавной» через ООО «Розана». Сейчас, по данным «Картотека ру», 95% ООО «Розана» принадлежит ГТЛК, еще 5% — у кипрской «Стонвен Финанс Лимитед» (ранее принадлежала КРУ).

В ГТЛК рассказали, что компания давно прорабатывает участие китайских партнеров в «Лавне». «На данный момент Poly International является наиболее вероятным инвестором проекта»,— сообщили в ГТЛК, добавив, что условия и размер инвестиций пока обсуждаются. Основные инвестиции приходятся на строительство инфраструктуры и закупку оборудования для перевалки угля, пояснили в ГТЛК, а старт проекта запланирован на 2017 год.

В октябре 2016 года ГТЛК оценивала вложения в строительство и обустройство портового комплекса в сумму до 20 млрд руб. (на сайте правительства области говорится о $300 млн) и планировала привлечь стратегического инвестора через продажу доли в проекте. Тогда же в ГТЛК заявляли, что грузовая база для «Лавны» учитывает рост объемов экспорта энергоугля, перевод грузопотоков из Прибалтики на российские порты.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов говорит, что потребность в строительстве терминала по вывозу угля в западном направлении отсутствует. Для поставок в Китай порт неудобно расположен, к тому же КНР сейчас сокращает импорт угля и активно рассматривает варианты перехода на более чистые источники энергии, отмечает эксперт. Сейчас в регионе уже достаточно объектов, которые работают не в полную мощность, добавляет он. Проект больше похож на «отголосок прошлых лет», когда угольные компании соревновались за доступ к мощностям, а строительство второго порта рассматривалось как перспективная идея, заключает господин Худалов.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх