Свежее
В Приморье более 20 тыс человек остались без электричества из-за аварии на подстанцииБелкамнефть запатентовала цифрового помощника по анализу динамограмм УШГНРУСЭЛ изготовил КТП для крупной сталелитейной компанииМинэнерго Узбекистана, Узбекнефтегаз и SOCAR подписали соглашение о разделе продукцииОГК-2 в I полугодии снизила выработку электроэнергии на 5,7%Подача газа из РФ в Армению временно приостановлена из-за ремонтных работ
«Росатом» может впервые согласиться на вхождение Китая в свой зарубежный проект: банки КНР готовы обеспечить более 50% финансирования строительства новой АЭС в Иордании стоимостью около $10 млрд. Китайцы получат в ней 30% и контракты на поставки неядерного оборудования, «Росатом» останется генподрядчиком и поставщиком реактора. Для госкорпорации обращение за помощью к Китаю, видимо, вынужденная мера: до сих пор ему удавалось находить поддержку в бюджете РФ или ФНБ, но их возможности стремительно исчерпываются, пишет «Коммерсантъ».
Китай может присоединиться к проекту «Росатома» по строительству АЭС в Иордании, сообщил вчера глава комиссии по атомной энергии Иордании Халед Тукан. «Мы вступили в переговоры с Китаем — с банками, финансовыми институтами — о предоставлении кредита на льготных условиях,— сказал он.— В обмен китайцы получат долю в проекте». По его словам, Китай будет принимать участие исключительно в неядерной части проекта (все за пределами реакторного зала) и «профинансирует все эти работы, а может быть, и сверх того». Китайские компании во главе с Национальной ядерной корпорацией Китая (CNNC) смогут поставлять оборудование для неядерной части, CNNC выступит в качестве субподрядчика, пояснил господин Тукан (EPC-подрядчик АЭС и поставщик «ядерного острова» — входящий в «Росатом» «Атомстройэкспорт»).
В части финансирования с китайской стороны ведущим банком будет ICBC, который может привлечь другие финансовые институты. Китай готов профинансировать более 50% затрат по проекту (всего стоимость двухблочной АЭС — $10 млрд), говорит господин Тукан, но «российская сторона хочет увеличения доли финансирования со стороны Китая», Иордания выступает сейчас медиатором между сторонами. В «Росатоме» комментировать эту информацию отказались.
«Росатом» выиграл контракт на строительство первой АЭС в Иордании мощностью 2 ГВт в конце 2013 года. Предполагалось, что Иордания сохранит за собой 51% в проекте, а «Росатому» достанется 49%. В случае вхождения в проект Китая акционерная структура поменяется: КНР, говорит господин Тукан, получит 30% в проекте, а по 35% останутся у Иордании и России. К концу года, надеется он, стороны заключат соглашения о коммерческом партнерстве и субподряде.
Финансовая поддержка считается одним из козырей «Росатома», который считает рост портфеля зарубежных заказов одной из ключевых целей. Обычно в роли донора выступал бюджет РФ, выделявший деньги либо напрямую (АЭС «Аккую» в Турции), либо через госкредит (например, на АЭС в Белоруссии). Но возможности бюджета явно небезграничны, а последняя попытка договориться о выделении российского госкредита на строительство первой АЭС в Египте в августе провалилась. По данным источника, Каир хотел взять средства в валюте под 2% годовых, что категорически не устроило Москву.
Уже на выкуп в 2014 году 34% в финском проекте АЭС «Ханхикиви-1» средства (до 150 млрд руб.) пришлось брать в ФНБ, а в июне первый заместитель главы госкорпорации Николай Соломон заявил, что проектами «Росатома» интересуются китайские банки и госкомпании, не рассказав подробностей. Пока сотрудничество ограничивалось проектами в КНР — строительством Тяньваньской АЭС на средства госкомпании CNNC, закупкой в РФ центрифуг для обогащения урана (также идут переговоры с КНР по СП для производства плавучих АЭС). В проекты «Росатома» в других странах китайские инвесторы пока не вкладывались.
По мнению главного редактора Nuclear.Ru Ильи Платонова, решение о привлечении китайского финансирования — ожидаемое. «Судя по всему, собственных средств у Иордании недостаточно, а у России возможности госфинансирования небезграничны,— рассуждает эксперт.— А кого еще можно привлечь в проект на Ближнем Востоке с российским участием, кроме Китая?» Но, по его мнению, практика эта не будет расширена: основная суть политики Китая — отработка новых механизмов участия в проектах, поэтому для достижения этой цели одного прецедента участия в проекте с российским реактором и поставки неядерного оборудования достаточно.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
В Приморье более 20 тыс человек остались без электричества из-за аварии на подстанции
На подстанции „Чугуевка“ произошло аварийное отключение электроснабжения.
Белкамнефть запатентовала цифрового помощника по анализу динамограмм УШГН
Он позволяет поддерживать максимальный уровень добычи по скважинам.
РУСЭЛ изготовил КТП для крупной сталелитейной компании
Мощностью 1600 кВА и 2000 кВА.
Минэнерго Узбекистана, Узбекнефтегаз и SOCAR подписали соглашение о разделе продукции
По инвестблокам Устюртского нефтегазоносного региона.
ОГК-2 в I полугодии снизила выработку электроэнергии на 5,7%
До 26,4 млрд кВтч.
Подача газа из РФ в Армению временно приостановлена из-за ремонтных работ
На участке „Казах — Сагурамо“ транзитного магистрального газопровода „Северный Кавказ…