Актуально
Российские акционеры NIS намерены как можно скорее урегулировать ситуацию вокруг компанииРФ и Сербия продолжают переговоры по газовому контрактуСовет директоров Русгидро принял проект стратегии развития группы до 2050гОперационная деятельность ДГК должна выйти на безубыточность за 5 летКольская АЭС досрочно выполнила задание ФАС по выработке 10,5 млрд кВтчСовет директоров Мосэнерго в январе рассмотрит рекомендацию по дивидендам-2024
Минэкономики хочет заставить «Газпром» раскрывать структуру своих капвложений, чтобы сделать механизм расчета тарифов более прозрачным, а также обязать монополию строить газопроводы для нужд независимых производителей. Последние давно просят принять соответствующие меры. Но пока конкретных предложений о том, как это сделать, у Минэкономики нет, а предыдущие инициативы не были реализованы, пишет «Коммерсантъ».
Минэкономики предлагает обязать «Газпром» выделять в инвестпрограмме регулируемые виды деятельности, чтобы «ограничить рост конечной цены на газ». Министерство хочет видеть отдельно расходы «Газпрома» на добычу и транспорт (оптовые цены на выходе из магистрального трубопровода), отдельно на транспортировку газа по магистральным газопроводам и отдельно по газораспределительным сетям, говорится в опубликованных вчера сценарных условиях развития экономики на 2016-2018 годы. Сейчас публично «Газпром» этих данных не раскрывает, хотя именно они должны служить основой для расчета тарифов соответственно для промышленных потребителей, независимых производителей газа и населения.
Непрозрачность расходов «Газпрома» как по отдельным сегментам, так и по отдельным проектам давно раздражает Минэкономики. Год назад бывший заместитель главы министерства Сергей Беляков говорил: «Мы не можем получить от «Газпрома» ничего, а то (те данные.— ред.), что они нам дают, нас абсолютно не устраивает».
Крупнейшие независимые производители газа — НОВАТЭК и «Роснефть» — в 2014 году подняли проблему тарифов на транспортировку на президентской комиссии по ТЭКу. Компании недовольны прежде всего тем, что большая часть инвестиций в газопроводы, которая учитывается в тарифе, относится к экспортным проектам «Газпрома» — South Stream, «Южному коридору» и Бованенково—Ухте. Независимые производители этими газопроводами пользоваться не могут. «Применяемый ОАО «Газпром» котловой метод расчета необходимой тарифной выручки включает в состав транспортного тарифа капитальные расходы, не связанные ни с географией транспортировки, ни с долей, ни со структурой прокачки газа независимыми производителями через конкретный трансгаз»,— писал в конце 2014 года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Минэкономики также предлагает обязать «Газпром» расширять пропускную способность Единой системы газоснабжения. Такого механизма в российском законодательстве сейчас нет, но в Третьем энергопакете ЕС предусмотрена процедура open season, по которой оператор системы по заявке участника рынка обязан расширить трубу, а участник — оплатить новые мощности.
Отсутствие свободных мощностей в системе служило стандартной отговоркой для «Газпрома» в конце 2000-х годов, когда он не желал пускать в трубу газ независимых производителей. В последние годы «Газпром» был вынужден снизить добычу, в системе появились свободные мощности, и острота проблемы доступа к трубе для крупнейших независимых производителей снизилась. Однако вопрос остается актуальным для проектов «Роснефти» на Дальнем Востоке, где нефтекомпания хочет получить доступ к будущим трубам «Газпрома» в Китай и Транссахалинскому газопроводу.
Минэкономики впервые зафиксировало подобные идеи в официальных планах. Но прогноз министерства — описательный документ, который не предполагает разработку нормативных актов, а конкретных предложений у Минэкономики пока нет. В министерстве заявили, что «прорабатываются различные варианты реализации предлагаемых принципов (регулирования.— ред.)», в том числе как прямые директивы правительства менеджменту «Газпрома», так и «закрепление на законодательном уровне». В то же время в прошлогоднем прогнозе Минэкономики собиралось для той же цели — ограничения роста цен на газ — разрешить монополии давать скидки к тарифу ФСТ, а также принять правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам (чего Федеральная антимонопольная служба добивается уже несколько лет). Ни одна из этих идей до сих пор не реализована.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Российские акционеры NIS намерены как можно скорее урегулировать ситуацию вокруг компании
Минэкономразвития РФ держит ситуацию вокруг NIS на особом контроле.
РФ и Сербия продолжают переговоры по газовому контракту
Белград рассчитывает на заключение долгосрочного соглашения.
Совет директоров Русгидро принял проект стратегии развития группы до 2050г
Стратегия направлена на устойчивое развитие производства электрической и теплоэнергии, обеспечение…
Операционная деятельность ДГК должна выйти на безубыточность за 5 лет
Ожидаемый результат работы АО „ДГК“ за 2025г в ценовой зоне…
Кольская АЭС досрочно выполнила задание ФАС по выработке 10,5 млрд кВтч
Это составляет около 90% годового потребления электроэнергии Мурманской области.