Новости энергетики 16+

Киеву пригрозили остановкой АЭС

Введенный Киевом еще в январе запрет на перевозки ядерного топлива может привести к его дефициту на Украине и в Восточной Европе уже в марте-апреле, считает вице-премьер Дмитрий Рогозин. В «Росатоме» таких рисков не видят, говоря о том, что для экспорта будут использовать авиацию. Риск перебоев с поставками может привести к тому, что страны, владеющие АЭС, будут активнее закупать резервы топлива на случай форс-мажора, пишет «Коммерсантъ».

 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин вчера усомнился в том, что АЭС Украины смогут проработать дольше двух месяцев. Чиновник заявил Владимиру Путину, что «запас топлива на этих станциях есть на март и апрель, дальше нет». По его словам, сейчас на Украине введен запрет на перевозки ядерного топлива, из-за чего есть вопросы как с поставками топлива для украинских АЭС, так и с его транзитом для нужд АЭС в Восточной Европе. Вице-премьер также отметил, что Москва намерена по линии «Росатома» обратиться в МАГАТЭ для проверки безопасности периметра АЭС на Украине, который, по его словам, охраняется «ЧОПами, войсками МВД Украины и службой безопасности Украины».

Украина является вторым по величине рынком для «Росатома» после РФ: государственному «Энергоатому» принадлежат четыре АЭС с 15 реакторами советского дизайна общей мощностью 13,8 ГВт (на отечественных АЭС — 29 блоков мощностью 22,6 ГВт). «Росатом» осуществляет поставки ядерного топлива на Украину (кроме опытных партий топлива Westinghouse), а также в рамках СП с украинским концерном «Ядерное топливо» строит завод по его производству. В 2010 году страны заключили и соглашение о достройке Хмельницкой АЭС (пока не начато).

В «Росатоме» пояснили, что запрет на перевозки топлива для АЭС по железным дорогам Украины был наложен 28 января, но ТВЭЛ (топливная компания госкорпорации) «будет выполнять все обязательства по поставкам ядерного топлива для зарубежных АЭС»: его можно перевозить и самолетами. Как отметили в «Росатоме», этот способ несущественно дороже. Первую такую доставку в Словакию планируется провести на следующей неделе.

Источник в отрасли замечает, что авиаперевозки ядерного топлива практикуются (например, для АЭС «Бушер» в Иране), но предпочтительнее морские или наземные маршруты. В итальянской Enel (владеет словацкими АЭС) от комментариев отказались. Значимых рисков для АЭС Украины сейчас нет, считает источник в «Росатоме», есть некоторый запас топлива, а для следующей поставки четырех партий топлива из РФ, намеченной на март-апрель, также можно использовать авиацию.

Комментировать ситуацию с возможным обращением в МАГАТЭ в «Росатоме» отказались. В «Энергоатоме» вчера не прокомментировали претензии господина Рогозина, но еще 23 февраля концерн заявлял, что «в условиях политического кризиса обеспечивает безопасное функционирование АЭС», которые «работают в штатном режиме и усиленно охраняются». Источник в отрасли пояснил, что, кто охраняет АЭС — ЧОПы или милиция, не столь важно, а как именно организована физическая защита — «не вопрос МАГАТЭ». В агентстве оперативный комментарий не предоставили.

При этом, как отмечает источник в «Росатоме», остальное сотрудничество с Украиной сейчас остановлено. В частности, уже прекратилось финансирование завода по ядерному топливу: украинская сторона не внесла очередной взнос на выкуп допэмиссии СП и концерн «Ядерное топливо» вернул ТВЭЛу уже перечисленный взнос в $42 млн. Продвижения по достройке Хмельницкой АЭС также не наблюдается.

Глава независимого портала AtomInfo.ru Александр Уваров замечает, что уже была сдвинута поставка топлива для Болгарии, но в стране есть двухгодичный запас топлива для АЭС Козлодуй. Но эксперт добавляет, что формирование долгосрочных запасов не является общей практикой у операторов АЭС, хотя о важности такого резерва речь заходит регулярно.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх