Новости энергетики 16+

Газпром выходит на самовыкупаемость

«Газпром», до сих пор не прилагавший специальных усилий к повышению капитализации, впервые намекнул, что может провести обратный выкуп акций по примеру ExxonMobil для поддержки котировок. Такой шаг может быть ответом на растущую критику и планы правительства оценивать руководство госкомпаний в том числе по динамике капитализации, которая у «Газпрома» с 2007 года упала втрое. По данным «Коммерсанта», ту же идею банкиры предлагают другим госкомпаниям, например «Роснефти». Buy back может стимулировать рост акций «Газпрома», но в долгосрочной перспективе значение будут иметь фундаментальные показатели — конъюнктура рынка газа и способность контролировать затраты.

 

«Газпром» рассматривает возможность выкупа своих акций с рынка и изучает соответствующий опыт американской ExxonMobil, сообщил в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на неназванного менеджера российской компании. Сообщение было опубликовано за час до окончания торгов на ММВБ, и снижавшиеся котировки акций «Газпрома» успели прибавить в моменте более 2%. Сама компания отказалась от комментариев. Информация вызвала большое оживление на рынке, поскольку после кризиса «Газпром», хотя и сохраняя статус одной из «голубых фишек», терял капитализацию и не предпринимал ничего по этому поводу. Капитализация компании последовательно снижается в течение последних трех лет и сейчас составляет 3,3 трлн руб.— менее трети от максимального уровня 2007 года. «Проблема в том, что, по мнению инвесторов, главный приоритет для руководства «Газпрома» — это выполнение государственных задач, а капитализация второстепенна»,— говорит Ильдар Давлетшин из «Ренессанс Капитала».

По словам источника на финансовом рынке, IR-подразделение «Газпрома» давно предлагало менеджменту провести buy back для поддержания котировок, но дело не шло дальше разговоров. Менеджмент монополии всегда говорил, что «Газпром» недооценен, но отказывался существенно повышать дивиденды или другим способом привлекать инвесторов, утверждая, что компании нужны деньги для инвестпроектов. Дивидендная доходность «Газпрома» при этом выглядит далеко не худшей на рынке.

По расчетам аналитиков БКС, по итогам 2012 года она составила 4,6%, тогда как у ЛУКОЙЛа — 4,9%, у «Роснефти» — 3,6%, у НОВАТЭКа — 1,2%, а у той же ExxonMobil — лишь 2%. Тем не менее «Газпром», исходя из капитализации на рынке, на конец 2012 года был оценен примерно в $175 на тонну добычи условного топлива (крупнейший в России независимый производитель газа НОВАТЭК — в $204), тогда как ExxonMobil — в $1,95 тыс. При этом ExxonMobil последние десять лет проводит масштабный buy back, ежегодно выкупая с рынка свои акции в среднем на $20 млрд. Руководство компании рассматривает buy back как один из способов возвращения средств акционерам: ExxonMobil выплачивает небольшие стабильные дивиденды, размер которых почти не зависит от операционных результатов, и скупает акции, повышая стоимость инвестиций своих акционеров. Покупки сглаживают колебания котировок и позволяют ExxonMobil (в пятницу на бирже стоила $414 млрд) бороться за абсолютное лидерство по капитализации с Apple.

«Газпром» никогда раньше buy back не проводил в отличие от своих конкурентов — «Роснефти», ЛУКОЙЛа и НОВАТЭКа. «Это очень серьезная тема, которая в случае подтверждения способна быстро и существенно изменить отношение инвесторов к этим бумагам»,— говорит один из собеседников на рынке.

По его мнению, сейчас «Газпром» по оценочным коэффициентам стоит дешевле всех сопоставимых компаний, торгуемых на фондовом рынке. Ильдар Давлетшин отмечает, что падающая капитализация не улучшает позиции «Газпрома» на фоне растущего давления на него. Как не раз рассказывал, монополия постепенно теряет статус «священной коровы», проигрывая в аппаратных войнах «Роснефти», которая становится конкурентом «Газпрома» не только в лоббизме, но и на газовом рынке. Источник в одном из инвестбанков замечает, что идея buy back обнародована через два дня после очередного переноса сроков подписания контракта с КНР: «Возможно, компания хочет подсластить пилюлю и немного защититься от критики».

Капитализация может иметь для менеджмента «Газпрома» не только символическое, но и практическое значение. Владимир Путин заявил на Петербургском экономическом форуме в прошлом году, что для руководства госкомпаний будут установлены показатели эффективности (KPI), среди которых будет и уровень капитализации, и по итогам анализа этих показателей последуют кадровые решения. Вице-премьер Аркадий Дворкович в декабре говорил в интервью, что конкретные KPI установят по итогам рассмотрения инвестпрограмм (планируется весной). По данным издания, в последние несколько недель инвестбанки предлагали менеджменту крупнейших госкомпаний, в частности «Роснефти», провести buy back для поддержания котировок. В нефтекомпании эту информацию не комментируют.

Все опрошенные участники рынка согласны, что buy back позитивно отразится на котировках «Газпрома», хотя многое зависит от объема выкупа. «Наверное, тратить на эти цели менее $1 млрд в год было бы бессмысленно, а верхним пределом может быть $10 млрд»,— предполагает Ильдар Давлетшин, замечая, что менеджмент вполне может не назвать конкретную цифру, а заявить, что будет отталкиваться от рынка. Но в долгосрочной перспективе buy back не повлияет на инвестиционную привлекательность «Газпрома», считает Сергей Вахрамеев из «Анкор Инвеста». По его мнению, сейчас «Газпром» оценен адекватно: компания после кризиса, за исключением 2013 года, генерировала слабый денежный поток и при этом одобряла большую инвестпрограмму. «Газпрому» будет сложно совместить выкуп акций, переход на выплату дивидендов по МСФО и большие инвестиции в рамках китайского контракта, согласен господин Давлетшин. Выходом может стать привлечение кредитов, поскольку долговая нагрузка монополии все еще очень низка.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх