Новости энергетики 16+

Плюс канализация всей страны

«РусГидро» хочет взять в управление все водопроводы и канализацию страны. Компания предлагает создать холдинг «Вода России», который через региональных операторов займется модернизацией этого комплекса, разрешением проблем убыточных муниципальных предприятий и контролем за использованием бюджетных средств. Положение отрасли плачевно: вложить нужно 3-15 трлн руб., штучным частным операторам интересны лишь крупные города. На следующей неделе профильные министерства решат, принять или отклонить предложение «РусГидро», пишет «Коммерсантъ».

Государственный энергохолдинг «РусГидро» выразил готовность взять на себя ответственность за модернизацию водохозяйственного комплекса России в части водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Концепция предполагает создание холдинга с рабочим названием ОАО «Национальная корпорация «Вода России»», где «РусГидро» получит контроль, а остальное отойдет определенному правительством федеральному органу, например Росимуществу. «Вода России» на уровне каждого региона или муниципалитета создаст регионального оператора, совладельцем которого станут местные власти.

В «РусГидро» заверили, что переводить водоканалы или их активы (сейчас в основном принадлежат местным властям) на баланс компании не планируется. Региональный оператор будет управляющей организацией, которая «примет на обслуживание» все предприятия ВКХ, в том числе планово убыточные. Ее задачи — обеспечение единства технической и инвестиционной политики, оптимизация имущественного комплекса, разработка схем водоснабжения и водоотведения, создание единой абонентской службы ВКХ региона, обеспечение деятельности аварийных служб, участие в законотворчестве и проведение прочих мероприятий, направленных на модернизацию инфраструктуры ВКХ и его консолидацию на уровне региона. Региональный оператор, в частности, будет следить за целевым расходованием бюджетного финансирования (федеральных и региональных целевых программ или субсидий на развитие ЖКХ) именно на нужды ВКХ. Наличие единой корпорации имеет ряд плюсов, отмечают в «РусГидро»,— например, обеспечение доступа к финансированию со стороны государственных институтов развития, в частности ВЭБа, к которому муниципальный водоканал прибегнуть не может.

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), сейчас 84% организаций водопроводно-коммунального комплекса являются муниципальными унитарными предприятиями (МУП) и лишь 16% приватизированы. Среди частных компаний 62% приходится на долю трех федеральных операторов: «Росводоканала», «Российских коммунальных систем» (РКС) и «Евразийского водного партнерства». Состояние отрасли оставляет желать лучшего: в сфере холодного водоснабжения (ХВС) 55% инженерных сетей отслужили свой нормативный срок, сообщал в своем докладе глава Минрегиона Игорь Слюняев, 30% из них — в аварийном или предаварийном состоянии. Неучтенный расход воды превышает 20%. 22% жителей России не обеспечены услугами централизованного ХВС. Не лучшим образом обстоит дело со сточными водами, говорит господин Слюняев: если крупные города очищают порядка 99% стока, то в целом по стране половина сточных вод, даже по официальной статистике, не очищается до состояния, «соответствующего стандартам качества». В российском ВКХ в капремонт, техобслуживание и содержание инфраструктуры инвестируется только 11% выручки предприятий сектора, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 40%.

Потребность водохозяйственного комплекса в инвестициях, говорит исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова, по разным оценкам, составляет 3-15 трлн руб., тогда как рентабельность в среднем по России — минус 2,3% на 2011 год, в частных случаях — минус 14-15%. По ее словам, часть проблемы заключается в сдерживании тарифов для населения. В случае появления на рынке госкомпании, говорит госпожа Довлатова, есть надежда, что за счет укрупнения она сможет не взвинчивать тариф для населения, выровняв его: существует огромный разброс в тарифе между миллионниками с низкими тарифами (15 руб. за кубометр воды) и малыми городами (до 120 руб.).

Частные операторы ВКХ отнеслись к идее «РусГидро» настороженно. Она выглядит вполне логичной, если связана с деятельностью в сфере модернизации ВКХ крупных гидротехнических и берегозащитных сооружений, говорят в РКС. «Если инициатива распространяется и на объекты коммунального хозяйства, это означает создание федерального государственного игрока на коммунальном водопроводно-канализационном рынке,— полагают в РКС.— Предметом его интереса должны будут стать прежде всего очистные сооружения водопровода и канализации, реконструкцию и модернизацию которых трудно реализовать исключительно за счет тарифной надбавки, необходимо софинансирование из бюджетных источников».

Если появление федеральной структуры в секторе ЖКХ будет означать приход крупных бюджетных инвестиций, его можно оценивать как безусловное благо для отрасли, считают в РКС. «Но если речь идет сугубо об управленческом решении, то вряд ли оно будет эффективно,— уточняют в компании.— Монополизация под любым соусом вредит ЖКХ».

По мнению источника в другом частном операторе, единый холдинг нежизнеспособен как конструкция, максимальный уровень, на который можно поднять эту структуру,— субъект федерации. Перенос ответственности с места в центр — катастрофическая ошибка, полагает собеседник. По его словам, в России частному инвестору интересны 50-60 городов с населением от 400 тыс. до 1 млн жителей, остальными все равно придется заниматься государству, «но не так». «Любой город — штучная история, и даже узкоспециализированному оператору с достаточными средствами и компетенциями для приведения инфраструктуры в нормальное состояние необходимо не менее пяти лет,— считает он.— А у единого оператора их будет тысяча! Одни корпоративные процедуры займут не менее двух лет».

По мнению РКС, объединять следует лишь периферийное ВКХ: отсутствие экономической эффективности у проектов в малых поселениях делает появление государственной структуры со значительной инвестпрограммой единственно возможным выходом. «У крупных городов есть и другие перспективы, поэтому у них должно оставаться право конкурсного выбора оператора и программы развития водопроводно-канализационного хозяйства»,— уточняют в РКС.

Изначально «РусГидро» претендовало на более широкую сферу ответственности в водном хозяйстве. В октябре глава компании Евгений Дод обратился к президенту Владимиру Путину с предложением сделать «РусГидро» организацией, ответственной за модернизацию всего водохозяйственного комплекса России. Господин Дод обращал внимание на неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, более половины из которых не числятся в реестрах уполномоченных министерств и агентств, на нерациональное использование водных ресурсов и дефицит воды в ряде регионов, высокую степень износа и недостаточность средств для модернизации инфраструктуры, низкую степень энергоэффективности, в первую очередь ЖКХ, и прочие проблемы. По словам топ-менеджера, многообразие и разобщенность организаций, контролирующих водное хозяйство, диктуют необходимость создания единого центра ответственности, а «РусГидро» подходит на эту роль как госкомпания, имеющая соответствующий опыт и технический и кадровый потенциал.

Однако, по информации издания, профильные министерства восприняли это предложение без восторга. Минсельхоз, в частности, ответил, что с учетом существующей правовой базы и стратегических документов развития водохозяйственной отрасли и сельского хозяйства поручать разработку концепции модернизации «РусГидро» нецелесообразно, а назначение ее ответственной за модернизацию может привести к конфликту интересов между энергетиками и судоходными, рыбохозяйственными и мелиоративными организациями. Минприроды солидарно с Минсельхозом. Окончательные предложения по участию «РусГидро» в модернизации водохозяйственного комплекса должны быть представлены президенту профильными министерствами: Минприроды, Минсельхозом, Минэнерго и Минтрансом — до 10 февраля.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх