Новости энергетики 16+

Новороссийску подольют нефтепродуктов

Как стало известно, краснодарское ООО «Нефтегазиндустрия», которому принадлежит Афипский НПЗ, хочет построить терминал для экспорта нефтепродуктов мощностью 11 млн тонн в год в порту Новороссийска. Компания намерена протянуть туда трубопровод от НПЗ и переваливать прежде всего дизельное топливо. Аналитики оценивают стоимость проекта на уровне $1 млрд и верят в его целесообразность только при условии господдержки. В самом порту, где уже есть два терминала по перевалке нефтепродуктов, новый проект называют как минимум неэффективным, пишет «Коммерсантъ».

Вчера Минтранс опубликовал проект распоряжения правительства о расширении границ морского порта Новороссийск за счет включения в его состав земельных участков для строительства терминала для экспорта нефтепродуктов мощностью до 11 млн тонн в год. В порту Новороссийска уже работают ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМПТ) и Delo Ports Сергея Шишкарева. Глава НМТП Радо Антолович отказался комментировать проект, лишь отметив, что территория порта почти полностью застроена и места для запуска еще одного крупного терминала нет. Глава совета директоров Delo Ports Тимофей Телятник тоже «с трудом представляет себе, где в порту Новороссийска можно построить такой терминал».

В распоряжении издания оказались дополнительные материалы к проекту распоряжения, из которых следует, что инициатором строительства терминала выступает ООО «Нефтегазиндустрия». Компания хочет построить его в Цемесской бухте, в районе мыса Пенай. Через терминал планируется переваливать прежде всего дизельное топливо — 7 млн тонн в год, а также бензин или мазут — еще около 3,5-4 млн тонн. Ожидаемое количество судозаходов — 181 в год. Доставка нефтепродуктов будет идти по трубопроводам, построенным от Афипского НПЗ. Для пересечения Маркотхского хребта предполагается сооружение тоннеля длиной 3,5 км.

В «Нефтегазиндустрии» и Минтрансе комментировать проект отказались. Компания известна тем, что в 2010 году приобрела Афипский НПЗ у структур Олега Дерипаски. Сейчас предприятие может перерабатывать 430 тыс. тонн сырой нефти в месяц. Производит бензин, дизель, мазут. После покупки завода представители «Нефтегазиндустрии» обещали вложить более $2 млрд в его развитие. Сейчас «Транснефть» строит ветку к НПЗ, ее мощность должна составить 5 млн тонн в год, стоимость проекта оценивается в 4 млрд руб. (пока завод большую часть сырья получает по железной дороге). Запуск трубы планируется к лету 2013 года. От порта Новороссийска до НПЗ примерно 150 км.

По данным «СПАРК-Интерфакс», 99% долей ООО «Нефтегазиндустрия» принадлежат кипрской Lakescope Limited, 1% — Windport Limited. Выручка в 2011 году составила 24,7 млрд руб., чистая прибыль — 3,4 млрд руб. Гендиректор — Алексей Гладков. Он же возглавляет ООО «Нефтегазиндустрия-инвест» и ООО «Нефтегазиндустрия-менеджмент». После сделки ряд СМИ связывали «Нефтегазиндустрию» с экс-совладельцем Промстройбанка, заместителем министра регионального развития Владимиром Коганом. Источник на рынке добавил, что его партнером по проекту может быть Илья Клебанов.

Сейчас в порту Новороссийска достроен мазутный терминал на 4 млн тонн (совместный проект Gunvor и НМТП), есть также «Импортпищепром», который способен переваливать около 5 млн тонн дизельного топлива в год. Они получают продукцию по железной дороге. По трубе «Транснефти» в порт поступает сырая нефть на Шесхарис, который способен переваливать около 50 млн тонн в год. В самом порту появлению очередного терминала не слишком рады. «В условиях наблюдающегося профицита мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов инвестиции в перевалку дополнительных 11 млн тонн, в том числе из федерального бюджета на гидротехнические сооружения, мы считаем неэффективными. Упомянутого объема нефтепродуктов на экспортном направлении азовско-черноморского бассейна дополнительно образоваться в принципе не может»,— заявили вчера в НМТП.

«В районе мыса Пенай есть место для строительства терминала, но там нужно строить причал и реально бурить тоннель,— говорит один из стивидоров.— К тому же труба для дизеля постоянно должна подогреваться. Не верится, что такой проект можно окупить в принципе». Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» оценивает объем вложений в проект на уровне $1 млрд. «Единственное, чем можно объяснить логику проекта,— наличие НПЗ, с которого будут идти гарантированные объемы нефтепродуктов. Но в любом случае окупаемость составит порядка десяти лет»,— считает аналитик. Источник на рынке уточняет, что «в проект можно поверить, если компания получит под него господдержку, особенно учитывая ее возможных бенефициаров».

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх