ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Чёрное золото требует контроля

В июне 2021 года в трубопроводную систему «Дружба» вновь попали хлорорганические соединения (ХОС). Но этого и подобных инцидентов можно было избежать. О проблеме и путях ее решения сообщает издание «Нефть и капитал».

Инцидент с загрязнением трубопровода заставляет снова поднять вопрос о введении дополнительного операционного контроля качества нефти, поступающей от производителей в систему «Транснефти». Всесторонний анализ проблемы и предлагаемые решения представлены в докладе Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

В основе исследования «Мониторинг качества сырой нефти, поступающей для транспортировки по системе магистральных трубопроводов» — аксиома: раз транспортные компании несут ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за качество и сроки доставки, то они должны иметь возможность контролировать соблюдение технологических регламентов, условий доступа и спецификаций нефти, подаваемой в трубопроводную систему. С учетом уникально больших объемов транспортировки и монопольного положения «Транснефти», необходимость повышения эффективности контроля особенно важна для России. Ведь каждый случай несоответствия качества любой поставки крайне негативно отражается на репутации транспортной компании и страны в целом. Не говоря о прямых финансовых потерях.

Совершенствование операционного контроля — главный путь преодоления указанных издержек.

Применительно к «Транснефти» основной целью операционного контроля является обеспечение надежности и прозрачности процедуры подготовки и сдачи нефти от грузоотправителей на приемо-сдаточные пункты (ПСП), недопущение приема некондиционной нефти в систему «Транснефти», организация поэтапного контроля качества нефти на всех стадиях ее приема/сдачи для своевременного принятия решений при возможном ухудшении качества сырья.

Впервые о необходимости введения дополнительной линии контроля на пути некачественной нефти к трубе заговорили в 2019 году, когда «зараженными» хлорорганическими соединениями (ХОС) оказались около 6 млн т сырья. Выплату компенсаций пришлось взять на себя ПАО «Транснефть». Опираясь на этот факт, компания выступила с инициативой о передаче ей операционного контроля качества нефти на ряде пунктов приема — раз уж компания отвечает своими деньгами за поставки некондиционного сырья, у нее должна быть возможность предотвращать такие поставки. Фактически речь шла о том, что «Транснефть» хочет взять на себя контроль за формированием потоков нефти для исключения повторения подобных инцидентов в будущем.

После 2019 года компания уже ужесточила контроль на тех участках, где это было возможно. Например, проверка содержания ХОС, ранее проводившаяся раз в 10 дней, была переведена в ежедневный режим. Именно это, судя по всему, позволило в июне этого года оперативно отследить попадание в трубопровод некондиционного сырья и оперативно локализовать его.

В то же время допуск специалистов «Транснефти» на ПСП сторонних грузоотправителей в настоящий момент ограничен. Многие такие пункты имеют систему сливных эстакад с системой емкостей, предназначенных для приема нефти с промысловых трубопроводов, с автомобильного и иных видов транспорта. «Последнее позволяет недобросовестным грузоотправителям отправлять не только товарную нефть, но и тяжелые остатки ее переработки, а также иные химические продукты и реагенты. Деятельность таких ПСП непрозрачна и создает почву для проведения техопераций криминального характера», — уверены в компании.

При этом, как подсчитали привлеченные в 2019 году «Транснефтью» и Минэнерго эксперты, для загрязнения миллионов тонн нефти было достаточно всего 200-300 т хлорсодержащего вещества. Такое количество даже сейчас может легко попасть в систему в межконтрольный период и, таким образом, миновать действующие предохранительные линии.

Одной из важнейших технологических операций в нефтедобыче является подготовка товарной нефти. Поступающая из недр продукция состоит из множества компонентов: помимо полезного продукта в ней содержится вода, применяемая для поддержания пластового давления, минеральные загрязнители, растворенные в воде и углеводородах примеси (соли, газы и т. п.). Таким образом, перед отправкой конечному потребителю нефть проходит целый ряд этапов очистки (сепарация, дегазация, обессоливание и проч.).

Другие включения, такие как хлорорганика, могут добавляться в сырую нефть намеренно, для повышения нефтеотдачи пласта, а хлорсодержащие сольвенты могут использоваться в процессе эксплуатации скважин для борьбы с отложениями парафина в скважине. Кроме того, хлорорганические соединения могут использоваться трубопроводными компаниями для растворения накапливающихся в трубах наслоений и тяжелого осадка на дне резервуаров для хранения нефти и очистки оборудования. В результате небольшие количества хлоридов могут смешиваться с нефтью.

Поскольку на разных этапах подготовки нефти существует вероятность попадания в товарную нефть нежелательных примесей, система мониторинга качества принимаемого сырья нуждается в модернизации. В 2019 году «Транснефть» предложила ряд шагов в этом направлении. Контроль ведения учетных операций и определения качества нефти по системам измерения количества и качества нефти (СИКН) путем проведения внеплановых проверок и отбора проб нефти предлагалось вести по нескольким направлениям:

  • Контроль показателей качества нефти на соответствие ГОСТу каждого из грузоотправителей (ГО), не имеющих собственных ПСП и сдающих нефть через сторонние ПСП;
  • Внедрение обязательного контроля качества подготовленной нефти в товарных резервуарах ГО, включая право представителей «Транснефти» на проведение выборочного (периодического) контроля показателей качества подготовленной нефти;
  • Наличие у потребителя аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории нефти и проведение испытаний в присутствии квалифицированного представителя «Транснефти»;
  • Контроль соблюдения схемы работы подводящих нефтепроводов от объектов подготовки нефти до СИКН, резервуаров с подготовленной нефтью, принадлежащих потребителю;
  • Организация электронного доступа и видеонаблюдения на объектах ПСП.

Соответствующие предложения с проектом регламента взаимоотношений были разосланы для согласования нефтяным компаниям.

По состоянию на июль 2021 года заметного прогресса достичь не удалось, многие производители сырья полностью или частично отказываются признавать необходимость каких-либо изменений. Так, по имеющимся данным, о своем положительном отношении к предлагаемым изменениям сообщили только ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Татнефть». Причем первая в своем ответе подтвердила «необходимость разработки и введения типовой формы Регламента взаимоотношений сторон, учитывающего единые, системные требования и положения, направленные на обеспечение безопасного режима работы объектов, достоверного ведения учетных операций и обеспечения контроля качества нефти при приеме в систему магистральных нефтепроводов». Вторая практически полностью согласилась с внедрением операционного контроля на своих ПСП.

Категоричнее всех против идеи высказалось ПАО «Роснефть». В своих ответах компания дала понять, что любое согласование Регламента взаимоотношений сторон (РВ) в настоящий момент считает преждевременным. В качестве главных аргументов «против» компания упоминает:

  1. Нормативную неопределенность самого понятия «операционный контроль»;
  2. Необходимость исключения нормативных документов «Транснефти» из РВ;
  3. Предложение ограничить зону действия контроля исключительно ПСП, а область – только на параметры подготовки нефти.
  4. Предлагаемые «Транснефтью» меры сопряжены с дополнительными расходами и могут привести к росту тарифов на транспортировку.

Тем временем, оценка затрат на внедрение технических мероприятий, таких как системы контроля и управления доступом (СКУД) и системы видеофиксации на одном объекте ПСП, по расчетам ПАО «Транснефть», составляет около 3-5 млн рублей, что является незначительной суммой в рамках технического перевооружения и реконструкции объектов подготовки и сдачи нефти грузоотправителей-владельцев ПСП.

Достаточно жесткую позицию заняло также ПАО «Сургутнефтегаз». По мнению компании, положения действующего регламента уже позволяют осуществлять операционный контроль, а инициативы «Транснефти» характеризуются как направленные на подмену функций контрольных органов.

Особый интерес представляет выдвигаемый «Сургутнефтегазом» аргумент о недопустимости одностороннего прекращения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов. Как уже упоминалось, для загрязнения больших объемов товарной нефти может быть достаточно незначительных количеств загрязняющих веществ, которые способны попасть в систему в течение небольшого периода времени. Поэтому возможность экстренной остановки приема нефти минимально необходимая мера для предотвращения загрязнения нефти в нефтепроводе.

Позиции других компаний, таких как «Газпром нефть», «Русснефть» более гибки и демонстрируют определенную готовность к поиску компромисса.

Между тем, некоторые пункты операционного контроля уже сегодня выполняются владельцами ПСП по внутренним договорам между владельцем ПСП и ГО. Например, обеспечение контроля качества ГО, не имеющих собственных ПСП. Такие данные о качестве нефти ГО необходимо обрабатывать, сохранять и, в случае необходимости, использовать при проведении расследований и поиска причин образования некондиционной нефти.

Справка:

Основными организационными мероприятиями операционного контроля являются:

  • Классификация объекта подготовки и сдачи нефти (периодичность сдачи, число ГО и т.д.);
  • Внесение изменений в регламент взаимоотношений сторон в части операционного контроля качества нефти;
  • Внесение изменений в Инструкцию по эксплуатации систем измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов (СИКН) в части операционного контроля качества нефти;
  • Обеспечение контроля качества нефти каждого ГО, не имеющего собственных СИКН;
  • Обеспечение контроля качества нефти в товарных резервуарах, подготовленных к сдаче, особенно при ухудшении качества и при периодической сдаче нефти ГО;
  • Обеспечение контроля всего объема замеров качества нефти согласно установленным стандартизованным методикам измерений;
  • Обеспечение контроля соблюдения требований по отбору, смешению, разделке, перемещению и хранению проб;
  • Технологический и метрологический контроль за соблюдением технологических регламентов при подготовке и сдаче нефти, за техническим обслуживанием оборудования СИКН, по пломбировке СИ и запорной арматуры, влияющей на достоверность измерений показателей качества нефти на ПСП;
  • Организация беспрепятственного доступа на объекты ПСП представителям принимающей нефть стороны;
  • Обеспечение внеплановых проверок объекта НК на соответствие технологического регламента подготовки нефти, выполнения требований ТУ на подключение к МН, соблюдения инструкции по эксплуатации СИКН.

Основные технические мероприятия по операционному контролю качества нефти включают:

  • Оснащение системами контроля управления доступом (СКУД) на объекты ПСП;
  • Оснащение системами видеофиксации объектов ПСП;
  • Доработка ПО СИКН для передачи данных по константам СИ СИКН;
  • Организация передачи данных по качеству нефти в информационные системы организаций системы «Транснефть» (далее – ОСТ);
  • Оснащение поточными анализаторами качества БИК (блок измерения контроля показателей качества нефти и нефтепродуктов) СИКН (в долгосрочной перспективе по готовности новых анализаторов для измерения концентрации ХОС и других веществ);
  • Оснащение испытательных лабораторий ПСП резервными анализаторами качества.

В течение 2019 — 2020 ПАО «Транснефть» организовала ряд работ по ужесточению контроля качества нефти, принимаемой в систему магистральных нефтепроводов:

  • Разработана концепция обеспечения операционного контроля за работой ПСП на приеме нефти в систему магистральных нефтепроводов (ООО “НИИ Транснефть”);
  • Разработана и реализуется программа организации и проведения операционного контроля качества нефти на ПСП, принадлежащих “Транснефти”;
  • В испытательных лабораториях внедрена единая лабораторная информационная система (ЕЛИС), позволяющая исключить влияние человеческого фактора на результаты испытаний нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, современные технологии позволяют приступить к модернизации системы мониторинга качества нефти на следующих принципах:

  • Анализ нескольких (наиболее важных) характеристик принимаемой нефти в реальном времени;
  • Разработка процедур маркировки каждой принимаемой партии нефти с привязкой к поставщику;
  • Разработка математических моделей оперирования смесями нефтей с различными квалиметрическими характеристиками;
  • Цифровизация пунктов подготовки, приема и сдачи нефти под форматы IoT (интернет вещей), предполагая в дальнейшем включения в такую сеть и маркеров нефтей;
  • Разработка программного обеспечения для составления умных контрактов (smart contracts) с поставщиками нефти;
  • Организация процедур страхования от таких рисков, как прием в систему МН загрязненной нефти.

Три важных фактора, которые необходимо учитывать в ситуации, когда возможны спорные ситуации с потенциально значительной суммой убытка:

  • максимальная прозрачность и открытость процедур и данных;
  • совершенствование процедур и правил;
  • совершенствование технологий измерения.

Изменения должны найти свое место в нормативно-правовой базе. «Транснефть» подготовила и направила в адрес правительства РФ предложения по нормативному закреплению в Постановлении правительства РФ от 29 марта 2011 г. № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» положений, обеспечивающих усиление контроля качества нефти, в том числе по установлению операционного контроля ПАО «Транснефть» ПСП нефти, принадлежащих потребителям услуг.

По результатам рассмотрения обращения ПАО заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак дал поручение Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС и «Транснефти» проработать представленные предложения по закреплению в Постановлении операционного контроля ПСП, принадлежащих потребителям услуг.

Однако доработанный проект постановления в компанию не поступал. Информации о выработке министерствами консолидированной позиции по рассматриваемому вопросу по результатам исполнения поручения также нет.

Решением могло бы стать прямое поручение правительства РФ нефтяным компаниям оказать содействие в установлении операционного контроля на ПСП грузоотправителей и утверждение подготовленной ПАО «Транснефть» актуализированной редакции проекта постановления правительства РФ «О внесении изменений в Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации».

Для покупателей инциденты, подобные тому, что случился в 2019 году, оборачивается неполученным сырьем или рисками повреждения оборудования, для поставщиков — убытками и штрафами, для транспортных трубопроводных компаний — серьезными имиджевыми потерями.

Большую часть, если не все из подобных случаев, можно было бы избежать, если бы все участники цепочек поставок выполняли существующие требования и нормативы. Дополнительные меры контроля до сих пор были либо чрезмерно затратны, либо не очень эффективны. Кроме того, подобные случаи все-таки, к счастью, достаточно редки. Однако развитие технологий позволяет по-новому посмотреть на организацию контроля за качеством нефти, отгружаемой потребителям трубопроводным транспортом.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх