Ученые РФ создали методику оценки состояния ЛЭП по нескольким параметрам

Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали методику оценки состояния различных технических объектов, в первую очередь линий электропередачи, по нескольким параметрам, тогда как в настоящее время оценка производится примерно по 200 параметрам, сообщил ТАСС старший преподаватель кафедры «Прочность летательных аппаратов» НГТУ Алексей Кожевников.

«В Новосибирском государственном техническом университете на факультете летательных аппаратов коллективом кафедры „Прочность летательных аппаратов“ разработана методика оценки технического состояния объектов различного назначения: строительные, машиностроительные и авиационные конструкции. Основная идея разрабатываемого подхода заключается в определении фактического технического состояния объекта исследования по небольшому количеству отслеживаемых параметров: частотам и формам собственных колебаний конструкции — динамическим параметрам», — сказал Кожевников.

Он пояснил, что в настоящее время состояния конструкций линий электропередачи оценивается исходя из порядка 200 различных параметров: от плотности затянутых болтов, отклонения общей конструкции. Каждый параметр оценивается отдельно, после чего результаты сопоставляются и делается общий вывод. Таким образом, данный процесс становится долгим и трудозатратным.

Подход ученых НГТУ позволяет провести оценку на основании двух последовательных этапов: расчетного и экспериментального. В ходе расчетного этапа строится модель объекта непосредственно после введения его эксплуатацию, в целях определения его нормативного состояния. Далее исследуются наиболее часто встречающиеся повреждения у данного объекта, которые и заносятся в модель. «Например, деформирование отдельных силовых элементов решетки заполнения опоры не оказывает существенного влияния на динамические характеристики типовой опоры, в то время как отсутствие даже одного уголка существенно снижает частоту крутильных колебаний и может менять формы собственных колебаний, что изменяет характер восприятия внешней нагрузки конструкцией», — сказал собеседник агентства.

В ходе экспериментального этапа выбираются датчики колебаний и места их размещения на конструкции. После этого данные обоих этапов сопоставляются и конструкции распределяются на категории: «исправные», «работоспособные» и «ограниченно работоспособные». Таким образом, можно более гибко использовать имеющиеся у обслуживающей организации ресурсы.

Методика успешно применяется на одном из участков ЛЭП в Томской области. К концу 2021 года планируется апробировать ее на опорах контактной сети трамваев Новосибирска в рамках работ по гранту мэрии. Кроме того, разработчики отмечают, что методика является универсальной и может быть применена в различных отраслях промышленности.