ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Проверки СРО: заработает ли система контроля в саморегулировании

У рядовых граждан любой вид проверки бизнеса государственными структурами всегда вызывают, во многом заслуженные, негативные ассоциации. В наши дни, когда надзорные функции переданы властями в руки некоммерческих профессиональных объединений, вполне можно было ожидать кардинального улучшения ситуации с проверками. Однако, вместо того, чтобы вывести контроль над деятельностью предпринимателей на новый качественный уровень, проверки СРО зачастую становятся главным рассадником коррупции в сфере саморегулирования.

С переводом отечественного бизнеса на рельсы саморегулирования, закрепленного в 2007 году принятием федерального закона «О саморегулируемых организациях», появилась отличная возможность для того, чтобы частный сектор экономики стал реальной основой для формирования гражданского общества в России.

Саморегулируемые организации, особенно те, членство в которых было обязательным, получили в свои руки огромные полномочия. Они распространялись не только по созданию стандартов, регулирующих важнейшие отрасли экономической жизни страны (такие как строительство, архитектурные проектирование и изыскательские работы), но и давали СРО возможность осуществлять полноценный контроль над деятельностью своих членов.

Но, как сказал великий Жан-Жак Руссо: «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». Практика быстро выявила, что красиво выглядящие на бумаге нормы, предполагающие свободу самоорганизации бизнеса, показывают свою полную нежизнеспособность в жизни.

За семь лет, прошедших с начала этого смелого эксперимента правительства, были созданы сотни саморегулируемых организаций (только в Уральском ФО их зарегистрировано более двух десятков). Однако, ни повышения качества работ, ни понижения их стоимости это не принесло.

СРО за это время не только не превратились в законодателей «золотых стандартов» в предпринимательской среде, но и стали постоянными объектами критики, как со стороны потребителей, так и с позиций самих участников профессиональных сообществ. Не в последнюю очередь это произошло потому, что не смог заработать прописанный в законе механизм контроля СРО за деятельностью своих членов, а также оказался неэффективным надзор государственных органов за работой самих саморегулируемых организаций.

В базовом для саморегулирования коммерческой деятельности законе N 315-ФЗ четко указано, что основным инструментом контроля СРО за деятельностью своих членов являются плановые и внеплановые проверки. Они могут проводиться путем обработки документов, предоставляемых коммерческими структурами в саморегулируемую организацию, а также проходить по месту регистрации или выполнения работ самих членов СРО. В случае выявления нарушений требований закона, проверяющие могут принять к их виновнику довольно разнообразные меры воздействия: от требования исправить недочеты, до представления на исключение из СРО.

Такая схема взаимодействия выглядит на бумаге простой и прозрачной, но все же в ней есть скрытый изъян, который ставит под вопрос функционирование всей системы контроля саморегулируемых организаций за состоящими в ней компаниями. Дело в том, что широкий круг полномочий саморегулируемых организаций по проведению проверок не имеет работающего механизма ограничений (со стороны государства), которая защищала бы бизнесменов от произвола функционеров СРО.

Это привело к тому, что ряд СРО (в том числе, весьма крупных) организовали откровенно преступные схемы, по вытягиванию денег у вступивших туда бизнесменов, под предлогом проведения предусмотренных законом проверок. Аферисты от саморегулирования пользуются тотальной неосведомленностью руководства коммерческих структур о весьма обширном списке необходимых документов и условий, которым должен соответствовать каждый член СРО.

В момент, когда проверяющие из СРО приходят в офис организации с проверкой (по закону, они должны уведомить об этом всего за сутки), «внезапно» выясняется, что незнание законов не освобождает незадачливых бизнесменов от весьма серьезных последствий. Следующим, по традиции, звучит заманчивое предложение «дать на лапу», чтобы урегулировать проблему.

Даже тем коммерсантам, кто подходит к требованиям закона ответственно, такая проверка не сулит ничего хорошего. «Контролеры», используя нечеткие формулировки закона, обязательно найдут какой-нибудь изъян в оформлении документов, квалификации специалистов или наличие допусков на работы. Таким образом, в коррупционные схемы вынуждено втягиваются даже вполне законопослушные организации.

Несложно предположить, что такая ситуация вызывает в обществе настоящий шквал критики, требующий от властей и представителей профессионального сообщества незамедлительных действий.

Государство отвечает на вызов с двух направлений.

С одной стороны, уже с прошлого года (по прямому поручению президента) резко активизировалась законотворческая деятельность правительства, совместно с представителями профильных министерств и контрольных органов. Их итогом должна стать серия поправок, направленная на повышение эффективности работы системы саморегулирования, а также устранение основных противоречий, мешающих этому.

С другой стороны, контрольные органы государства, получившие, благодаря последним дополнениям к закону N 315-ФЗ, больше полномочий, обязуются увеличить число и качество проверок самих СРО. Особое внимание будет уделено тем областям народного хозяйства, где ранее были отмечены многочисленные нарушения прав потребителей и требований закона.

Не остаются в стороне от борьбы за наведения порядка в саморегулировании и представители бизнес-сообщества. На переднем крае тут выступают национальные объединения СРО, а также функционеры авторитетнейшей Торгово-промышленной палаты РФ. Они ведут активную просветительско-разъяснительную деятельность, организуя многочисленные конференции, семинары и круглые столы. Аккумулируют мнения профессионального сообщества в четкие законодательные предложения.

Вершиной этой работы должно стать создание Единого государственного реестра СРО, который станет основой для искоренения всех недостатков, мешающих нормально работать системе саморегулирования в нашей стране.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх