Стремясь диверсифицировать источники поставок газа, Украина может попасть в другую энергетическую зависимость — от поставок российской нефти, — пишет «Независимая газета».
Об этом свидетельствуют обсуждаемые сейчас в правительстве планы, формально направленные на поддержку украинской нефтеперерабатывающей отрасли.
В настоящий момент в Украине работают только два из семи НПЗ. Объем нефтепереработки за первые пять месяцев с.г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2011-го на треть. При этом объем поставок российской нефти сократился более чем в два раза до рекордно низкого показателя — менее 750 тыс. тонн. С марта российская нефть вообще не поставляется в страну, так как компания ТНК-ВР остановила принадлежащий ей Лисичанский НПЗ (АО «ЛИНИК»).
Одесский НПЗ, принадлежащий ЛУКОЙЛу, не работает с осени 2010 года из-за проблем с маршрутом поставок сырья. Одновременно рынок перешел на потребление импортных нефтепродуктов, поступающих в страну из 10 стран СНГ и Европы.
Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров обвинил в кризисной ситуации российскую сторону, заявив агентствам: «Заводы стоят, потому что наши друзья в России установили такую вывозную пошлину на нефть, которая в совокупности с ценой нефти делает нерентабельной переработку нефти».
Но российские владельцы НПЗ иначе видят причину проблем. В недавно обнародованном агентством «Украинские новости» письме «ТНК-ВР Коммерс» Министерству экономического развития и торговли Украины сказано, что украинские переработчики оказались в проигрышной ситуации по сравнению с производителями из стран Таможенного союза, которые не платят импортные пошлины на нефть. Чтобы устранить неравенство, компания предложила украинской власти ввести ограничения в виде пошлин на импорт нефтепродуктов, а также установить квоты на ввоз в Украину бензина стандарта Евро-4 и запретить импорт топлива стандартов Евро-3 и Евро-2. Кроме того, владельцы украинских НПЗ предложили правительству отменить взимание налога на добавленную стоимость при ввозе в Украину нефти.
Против последнего предложения резко выступил Минфин: при планировавшемся льготном режиме импорта нефти госбюджет Украины недополучил бы примерно 1,5 млрд. долл. На днях замминистра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха заявил, что правительство решило «снять этот вопрос». Но в Верховной Раде не снят с регистрации поданный еще в июне законопроект, предполагающий льготный режим импорта нефти.
Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук сказал, что в данном случае чиновники, прикрываясь лозунгами о национальных интересах, лоббируют интересы частных структур, коими являются украинские НПЗ. «Бизнесмены, конечно, хотят получить двойную выгоду: льготы при поставках нефти и благоприятные условия, предполагающие отсутствие конкуренции, при продаже нефтепродуктов. Если будут выполнены их требования, украинские НПЗ возобновят работу, но кто от этого выиграет? Не украинский бюджет, который недополучит весьма значительные суммы. И не украинский потребитель, который вынужден будет покупать дорогие (за счет высоких импортных пошлин) и не самые качественные (из-за устаревшего оборудования и технологий на отечественных НПЗ) продукты. Выиграет, видимо, российская сторона, которая сможет увеличить объемы поставок нефти в Украину, а это прибыли в российский бюджет, а также на счета владельцев НПЗ».
Руководитель отраслевой консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн сказал, что рассматриваемые правительством меры не приведут к ожидаемой модернизации украинских заводов. Низкая глубина переработки заставит их наращивать закупки нефти в России. «Несмотря на всю очевидность проблем с газом, украинская власть уверенно движется еще и в нефтяной капкан», — удивился эксперт. Он напомнил, что до 2005 года около 95% топлива на украинском рынке производилось из российской нефти, импорта готовых нефтепродуктов фактически не было. В то время Киев стремился диверсифицировать источники поставок нефти, как сейчас пытается избавиться от газовой зависимости.
Юрий Корольчук предположил, что речь идет не столько о власти, сколько о частных интересах. Он напомнил, что в Украине сегодня все больше говорят о вхождении в нефтепереработку бизнесмена Дмитрия Фирташа, известного как совладельца компании «РосУкрЭнерго». В интервью журналу «Эксперт-Украина» он подтвердил: «Мы планируем приобрести нефтеперерабатывающий завод и сеть заправок, но пока не скажу, о каких предприятиях идет речь».
В то же время Владимир Пристюк, губернатор Луганской области, на территории которой находится Лисичанский НПЗ, сообщил прессе, что ТНК-ВР собирается продавать завод и что есть уже два потенциальных покупателя. Корольчук отметил, что в Киеве сразу же заговорили о возможности покупки Фирташем завода, принадлежащего ТНК-ВР: «И так совпало, что в этот момент украинская власть озаботилась проблемами нефтепереработчиков, снова стала рассматривать нерыночные меры в поддержку НПЗ, от которых отказались было в конце 2011 года». Член бюджетного комитета Верховной Рады Владимир Бондаренко предположил, что реализуется теневая схема: «Это не правительственная инициатива, а инициатива олигархов, обнародованная правительством».
Специалисты считают ситуацию парадоксальной: увеличив в ущерб интересам госказны объемы закупки российской нефти, украинская сторона даст соседям дополнительные рычаги давления и в газовых переговорах. При этом может осложнить отношения с Россией, поскольку получится, что российские компании, не имея возможности работать в Украине рентабельно, вынуждены были продать заводы местным бизнесменам, для которых власть согласна создать самые благоприятные условия.
Мы в телеграм:
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…