Новости энергетики 16+

ТНК-BP — невеста на выданье

Уход одного из основных акционеров ТНК-BP Михаила Фридмана с ключевых постов главного управляющего директора и исполнительного председателя совета директоров был крайне негативно воспринят инвесторами. С того момента, когда Фридман заявил о своем уходе, обыкновенные акции ТНК-BP Holding потеряли порядка 18%, а отраслевой индекс ММВБ нефть и газ вырос на 2,5%.

Это событие стало кульминацией внутрикорпоративного конфликта, с новой силой разгоревшегося между основными акционерами после сорванной AAR попытки BP заключить договор о сотрудничестве и обмене акциями с Роснефтью.

После заявления Фридмана BP объявила, что готова продать свой 50%-й пакет ТНК-BP International (компания в чьи активы помимо торгующейся на российском рынке ТНК-BP Holding входят Славнефть и украинские активы), и даже получила одно или несколько предложений. На данной стадии конфликта накал страстей достиг таких высот, что говорить о том, что акционеры помирятся, не приходится. Если со оценкой пакета все ясно: он должен стоить около $25 млрд или немногим больше, то предположений о том, кто мог бы стать потенциальным покупателем пакета BP и как появление нового акционера повлияет на ТНК-BP Holding, несколько. В принципе, покупателей может быть три типа: существующий собственник, российская госкомпания или иностранная компания. Сумма в $25 млрд является солидной для любого потенциального покупателя, поэтому ему придется либо занимать деньги, либо договариваться об оплате частями.

Иностранная компания

Конечно, чисто гипотетически в состав ТНК-BP мог бы войти один из новоиспеченных партнеров Роснефти по освоению российского шельфа, скажем, ExxonMobil. Но этот вариант наименее вероятен, так как печальный опыт BP показал предел политического риска инвестиций в России. Британской компании не помогло даже то, что у нее была поддержка на высочайшем уровне. Несмотря на то, что BP получила порядка $20 млрд дивидендов от ТНК-BP, вряд ли очередная иностранная компания рискнет сотрудничать с AAR после всего, что получило широкую огласку во время внутрикорпоративного конфликта: обыски, проблемы с получением виз, суды, преследование представителей топ-менеджмента.

Госкомпания

Другим потенциальным покупателем является отечественная госкомпания. Игорь Сечин и другие представители Роснефти заявляли, что не заинтересованы в покупке доли BP. Действительно, Роснефть в прошлом хотела стать совладельцем ТНК-BP, но лишь за счет приобретения доли AAR в рамках сотрудничества с BP. Тогда AAR запросила слишком высокую цену — $35 млрд. Но в настоящий момент перед Роснефтью стоят задачи по налаживанию отношений с новыми партнерами, а также по развитию программы освоения российского шельфа, добычи трудноизвлекаемых запасов и реализации новых международных проектов. Все это требует серьезных капитальных вложений и времени менеджмента. В свете всего этого приобретение доли BP в ТНК-BP может быть негативно воспринята акционерами Роснефти, поэтому потенциально покупка может быть совершена на уровне Роснефтегаза.

Сделка с госкомпанией невыгодна акционерам ТНК-BP Holding, так как есть риск, что, хотя AAR будет владеть 50% компании, ее реальный вес в стратегическом управлении будет ниже. Государство не является эффективным управленцем, поэтому компания может быть вынуждена совершать сделки и вести операционную деятельность, основываясь на политических, а не на коммерческих целях.

AAR

Как совладелец, AAR имеет преимущественное право на покупку пакета по соответствующей цене уже имеющегося у BP предложения. Кроме того, управление активом в рамках СП, когда российские и британские партнеры владели по 50% в компании, показало свою неэффективность и в итоге привело к отставке независимых директоров, а затем и к уходу Фридмана. Появление нового партнера при прежней структуре владения может повлечь за собой неопределенные последствия и гарантий, что отношения между ним и AAR будут продуктивными, нет. Вследствие этого есть вероятность, что AAR пожелает получить полный контроль над ТНК-BP. Это также поможет AAR создать очередное СП или пустить в капитал стратегического инвестора на выгодных условиях.

Из последних новостей стало известно, что AAR может заблокировать потенциальную сделку BP по продаже своей доли, потому что та по правилам акционерного соглашения не имеет права раскрывать многие важные операционные показатели СП. Одновременно с этим ФАС начала рассмотрение данного акционерного соглашения в связи с подозрением, что оно носит антиконкурентный характер. Даже если это так, тот факт, что договор составлен в соответствии с международным правом между неиностранными компаниями и ТНК-BP International, зарегистрированной в BVI, у AAR остается возможность заблокировать продажу пакета BP сторонней компании.

Подводя итоги, можно сказать, что наиболее благоприятным вариантом для нынешних акционеров ТНК-BP Holding будет выкуп доли британской компании AAR. Акции компании с одним из самых перспективных портфелей greenfield-проектов чрезвычайно привлекательны для покупки на текущем уровне. Целевая цена по обыкновенным и привилегированным акциям составляет $4,9 и $3,9 соответственно.

Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх