Текущий год может стать самым неудачным для «Газпрома» за последнее десятилетие, если не считать посткризисного 2009-го. Причин для этого много: снижающаяся добыча, проблемы на экспортном направлении, потеря лояльности европейских клиентов. В результате по итогам года добыча монополии может опуститься ниже 500 млрд куб. м, а экспорт в Европу едва дотянет до прошлогоднего уровня, считают эксперты, пишет РБК daily.
О том, что нынешний год для «Газпрома» не задался, можно было судить уже по итогам первого квартала, традиционно характеризующегося высокими объемами добычи и экспорта монополии. Несмотря на заявления главы холдинга Алексея Миллера о том, что за первые три месяца «Газпром» «перевыполнил плановые обязательства по добыче газа и поставкам на внутренний рынок», по факту производство по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось на 1% и составило 140,7 млрд куб. м, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК.
В апреле тренд ухудшился: добыча «Газпрома» в этом месяце стала самой низкой за последние десять лет (41,8 млрд куб. м), если не считать послекризисного 2009 года (тогда она составила 34,4 млрд куб. м). Сокращение компания объясняла снижением спроса на газ из-за более теплой погоды, однако добыча независимых производителей за этот же период существенно возросла. В частности, НОВАТЭК нарастил ее на 19% (до 4,7 млрд куб. м), нефтяные компании — на 4% (5,5 млрд куб. м).
Наметившаяся тенденция снижения добычи «Газпрома», судя по всему, продолжится. «Темпы закачки газа в российские ПХГ сейчас в несколько раз выше нормального уровня — порядка 300 млн куб. м в сутки, что говорит о том, что текущая добыча уже замещает будущие объемы отбора газа», — отмечает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. По прогнозам эксперта, в текущем году добыча «Газпрома» может снизиться до 500 млрд куб. м, и не исключено, что она опустится даже ниже этого психологически важного уровня. Сам «Газпром» ожидает добычу на уровне прошлого года, сообщал в феврале зампред правления холдинга Валерий Голубев. В то же время ранее план монополии был куда более оптимистичным — на уровне 528 млрд куб. м.
Независимые наступают
Главная проблема для «Газпрома» в России — растущая конкуренция со стороны независимых производителей газа, добыча которых за последние годы неуклонно растет. Начиная с 2002 года доля «Газпрома» в общероссийской добыче упала с 88 до 76% и, вероятнее всего, будет продолжать снижаться, учитывая амбициозные планы НОВАТЭКа и нефтяных компаний по наращиванию добычи газа.
Наибольший прирост добываемого топлива придется на НОВАТЭК: к 2020 году его добыча должна удвоиться и достичь 112,5 млрд куб. м, следует из опубликованной в декабре прошлого года стратегии компании. В прошлом году компания уже обеспечивала 10% спроса на газ в России, реализовав рекордные 54 млрд куб. м газа. У нефтяных компаний тоже масштабные планы по развитию газового бизнеса: стратегия ЛУКОЙЛа предусматривает рост добычи газа к 2020 году до 70 млрд куб. м (сейчас — 19 млрд куб. м), «Роснефти» — до 45—55 млрд куб. м (12 млрд куб. м).
Европейские клиенты ищут независимости
Проблемы у «Газпрома» накапливаются и на европейском направлении: все больше клиентов холдинга заявляют о планах снизить зависимость от импорта дорогого российского газа и занимаются поиском альтернативных источников поставок. В частности, в этом году вслед за Литвой и Эстонией о строительстве СПГ-терминала заявила Финляндия: терминал стоимостью 200—400 млн долл. может быть запущен в 2018 году. По подсчетам финской Gasum, это позволит сократить поставки российского газа наполовину. О намерении на 15% снизить импорт российского газа в этом году сообщила и польская PGNiG (сейчас страна закупает у «Газпрома» 10,25 млрд куб. м).
Давление европейских клиентов уже вынудило «Газпром» в начале этого года снизить цены на 10% для ряда своих покупателей, в том числе французской GDF Suez, немецкой Wingas, словацкой SPP, турецкой Botas, итальянских Sinergie Italiane и Eni и австрийской Econgas. Пересмотра контрактов требуют еще не менее десяти европейских клиентов монополии, включая чешскую RWE Transgas, польскую PGNiG, австрийские GWH Gashandel и Centrex. Их главный аргумент — стабильно сохраняющийся разрыв между ценами по долгосрочным контрактам «Газпрома» и спотовыми котировками на европейских площадках (в прошлом году средняя цена экспорта монополии в Европу составила 384 долл. за 1 тыс. куб. м, в то время как спотовые цены были в среднем на 15% ниже, в том числе на голландской TTF газ в среднем стоил 331 долл. за 1 тыс. куб. м, британской NBP — 323 долл.).
В то же время конкуренты «Газпрома» оказываются сговорчивее. Другой крупный поставщик газа в Европе — норвежская Statoil в марте предоставила немецкой E.ON скидку по долгосрочному контракту на поставку газа, в результате чего закупочные цены были доведены до рыночного уровня. В то же время от «Газпрома» немецкая компания скидки так и не добилась (наряду с RWE и PGNiG E.ON даже подала иск к монополии с требованием пересмотра цены, судебные разбирательства продолжаются).
В результате «Газпрому» будет крайне трудно сохранить объем экспорта даже на уровне прошлого года (150 млрд куб. м), считает исполнительный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: общее потребление газа в Европе падает, и в первую очередь страны будут снижать закупки самого дорогого газа — российского. «Тем более недостижимой задачей остается выполнение плана Путина и превышение докризисного уровня 2007 года: сделать это можно будет только в случае катастроф или революций в других странах — экспортерах газа или природных аномалий в Европе», — отмечает эксперт.
СНГ: подводит Украина
Не радуют и показатели монополии по экспорту в страны ближнего зарубежья: за первые четыре месяца поставки российского газа упали на 33,8%, до 20,7 млрд куб. м (данные ЦДУ ТЭК, однако, отражают лишь поставки добытого в России газа, не включая реэкспорт, так что о падении экспорта «Газпрома» пока можно судить лишь приблизительно). При этом основное падение зафиксировано на Украине, на которую приходится 56% всех поставок монополии в ближнее зарубежье. В январе—апреле «Нафтогаз» уменьшил закупки газа у «Газпрома» по сравнению с прошлым годом на 59%, до 8,6 млрд куб. м.
Если Украина продолжит закупать газ в таких объемах, за год поставки составят лишь 25,8 млрд куб. м и Киев действительно выполнит свое обещание сократить импорт российского газа вдвое по сравнению с действующим контрактом (52 млрд куб. м) — об этом в январе объявил министр энергетики и угольной промышленности страны Юрий Бойко после того, как стране не удалось добиться пересмотра действующего контракта на поставку газа. Одновременно Киев ищет других поставщиков топлива, одним из которых может стать Азербайджан, который сейчас активно стремится выйти на европейский рынок (он же может начать поставки и другому клиенту «Газпрома» — Молдавии, соответствующая договоренность была достигнута между сторонами в январе этого года).
Таким образом, очевидно, что «Газпром» все больше становится заложником своих контрактных условий: сохраняя цену на высоком уровне, он постепенно сокращает свой рынок сбыта. Однако в случае снижения цены газа у монополии возникли бы трудности с выполнением обширной инвестпрограммы (в этом году она может составить более 800 млрд руб.) и возложенных правительством социальных обязательств. Это противоречие «Газпрому» еще предстоит разрешить.
Екатерина Сафонова
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.