У нефтяников появились новые вопросы к налоговой системе «60-66». Они просят правительство не повышать с 2015 года пошлину на экспорт готовых масел, которая должна составить 100% от нефтяной. В компаниях считают, что изменение ставок пошлин на масла не приведет к серьезным потерям для бюджета, но позволит им сохранить позиции на международных рынках, пишет «Коммерсантъ».
Как стало известно, в начале марта президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан обратились к вице-премьеру Игорю Сечину с просьбой поддержать их предложение по снижению экспортных пошлин на готовые масла. По мнению нефтяников, налоговая система «60-66» может негативно сказаться на этом сегменте бизнеса — сейчас экспорт масел, которые приравнены к темным нефтепродуктам, облагается пошлиной в размере 66% от нефтяной, с 2015 года она должна составить 100%. Нефтекомпании предлагают сохранить пошлину на прежнем уровне, внеся соответствующие изменения в постановление. Игорь Сечин в конце марта поручил профильным ведомствам проработать вопрос.
Официально в ЛУКОЙЛе, «Газпром нефти» и ТНК-ВР ситуацию не комментируют. В Минэкономики подтвердили, что «вопрос прорабатывается, позиция ведомства будет представлена до конца апреля». Источник в Минэнерго заявил, что считает «предложения нефтяников логичными и обоснованными, но позиция пока официально не сформирована».
По словам собеседников в нефтекомпаниях, экспортная пошлина на готовые масла, в том числе высокотехнологичные смазочные материалы, «была приравнена к мазуту и отработанным нефтепродуктам, пошлина на которые составит с 2015 года 100%, фактически случайно». В письме говорится, что выпуск масел осуществляется с использованием трех-четырех технологических процессов с высокими удельными затратами, при этом сырьем являются темные продукты переработки нефти. «В результате увеличивается глубина переработки и обеспечивается выпуск продукта с высокой добавленной стоимостью»,— отмечают в компаниях. Альтернативой производству масел является выработка темных нефтепродуктов, «что противоречит основной идее введения новой системы экспортных пошлин — «60-66″».
Кроме того, российские нефтекомпании преодолевают значительные конкурентные барьеры входа на рынок готовых масел, им необходимо формирование конкурентоспособной продуктовой линейки. «Для стимулирования значительных инвестиций в производство конкурентоспособных масел должен быть сформирован эффективный рынок сбыта, в том числе экспортный»,— считают нефтекомпании. Премиальный сегмент российского рынка масел на протяжении длительного времени был представлен исключительно иностранными производителями — BP, Castrol, Shell. «В настоящее время отечественные компании масляного профиля, создав линейки премиальной продукции, осуществляют программу импортозамещения, вытесняя с российского рынка смазочных материалов иностранных производителей или стимулируя их к созданию собственных производств в России»,— отмечают нефтяники.
Всего в России в 2011 году было произведено 2,6 млн тонн масел — базовых и готовых. Готовых масел было экспортировано менее 1 млн тонн, указывают нефтяники, в то время как экспорт нефтепродуктов составляет около 130 млн тонн. По словам источников на рынке, около 50% в экспорте занимает ЛУКОЙЛ; «Газпром нефть» и «Роснефть» (собеседники говорят, что последняя не присоединилась к просьбе в первую очередь из-за внутренних бюрократических проволочек) — по 20%. Источник в одной из нефтекомпаний отмечает, что они уже начали терять позиции на рынках стран ближнего зарубежья — «такими темпами до 2015 года можно и не дотянуть». Причем вывод масел в розничный сегмент зарубежных рынков, отмечает собеседник, требует больших инвестиций в рекламную кампанию и продвижение нового бренда. Потери всех экспортеров от повышения пошлины при текущих ценах могут составить около $100-150 млн в год.
Продажа премиальных масел — высокомаржинальный бизнес, говорит аналитик «ИФД-Капитала» Виталий Крюков. Сейчас большинство компаний выпускает свои линейки, инвестирует значительные суммы в раскрутку брендов, считает эксперт. При этом большинство технологий нефтяникам необходимо приобретать, и 100-процентная пошлина действительно может сделать экспорт невыгодным, хотя для них это еще во многом и имиджевый проект.
Мы в телеграм:
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…