Предпосылки для активного развития экспорта гелия из России будут созданы с 2015 года, однако для безубыточной организации извлечения и хранения избыточного для рынка гелия необходима финансирование государства, говорится в статье в журнале «Газпром» , одним из авторов которой является заместитель председателя правления российского газового холдинга Валерий Голубев. «В соответствии с существующими прогнозами, с 2015 года будут созданы предпосылки для активного развития экспорта гелия из России, благодаря которым в течение последующих 15 лет наша страна может превратиться в одного из крупнейших поставщиков этого инертного газа на мировой рынок. Создание системы долгосрочного хранения гелия способно еще более укрепить позиции России в области высокотехнологичных материалов. Однако производство этого продукта, играющего особую роль в инновационных отраслях экономики, способно стать одним из локомотивов будущего развития нашей страны только при соответствующей поддержке государства», — говорится в статье.
СИТУАЦИЯ И ПРОГНОЗЫ
Гелий, один из самых дорогих промышленных газов, относится к невоспроизводимым природным ресурсам. Свободных скоплений гелия в недрах нет в силу его легкости, полной инертности и высокой проницаемости, в промышленно значимых количествах он концентрируется лишь в природных газах, являясь попутным компонентом-примесью. Его потребителями являются высокотехнологичные отрасли производства, науки и медицины. Основные мировые запасы гелия сконцентрированы в Катаре (10 миллиардов кубометров), России (9,8 миллиарда кубометров), США (8,5 миллиарда кубометров), Алжире (8,4 миллиарда кубометров) и находятся в составе гелийсодержащих природных газов. В России 90% запасов гелия сосредоточено в месторождениях газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время уровень потребления гелия в мире составляет 170-180 миллионов кубометров в год. Основным производителем и потребителем гелия в мире являются США. В России потребление гелия находится на сравнительно низком уровне — 1,8-1,9 миллиона кубометров в год. Большую часть рынков гелия в США, Европе, Азии и Южной Америке контролируют пять крупных международных газовых компаний — Air Products & Chemicals (29%), Linde Group (26%), Praxair (24%), Air Liquide (12%) и Taiyo Nippon Sanso (7%). Они располагают собственными источниками сырья, оборудованием, инфраструктурой оптовой и розничной торговли, обширной клиентской базой, связанной долгосрочными контрактами на поставку гелия и других технических газов. Ожидаемое к 2030 году увеличение мирового потребления гелия обусловлено развитием новых гелийпотребляющих отраслей. Рост спроса на гелий в мире в течение 20-летнего периода может составить 5-7 миллионов кубометров в год — до 300-330 миллионов кубометров в год к 2030 году. При этом не обеспеченный производством спрос в США может достичь 70-80 миллионов кубометров, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — 50-55 миллионов кубометров и в Западной Европе — 15-20 миллионов кубометров гелия в год. В соответствии с прогнозами, к 2030 году существующие и известные заявленные мощности по выпуску гелия обеспечат 50% спроса. А с 2015 года можно ожидать сокращения производства гелия в США из-за снижения отбора из подземных хранилищ Cliffside, что способно изменить конъюнктуру на рынке и создать предпосылки для роста экспорта российского гелия. Для покрытия прогнозного мирового спроса на гелий к 2030 году необходимо строительство дополнительных мощностей к уже существующим и заявленным производствам в объеме до 145 миллионов кубометров в год.
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ
Конкурентоспособность российского гелия в первую очередь определяется себестоимостью его производства и доставки на рынки. При выходе на мировой рынок российский гелий столкнется с конкуренцией со стороны основных производителей, часть которых производит гелий по низкой себестоимости (в пределах 2 долларов за кубометр) за счет совмещения гелиевых производств с получением сжиженного природного газа (СПГ). Рыночная ниша, на которую может претендовать Россия, зависит от производственных возможностей основных конкурентов — Катара и Алжира, включая вероятные уровни выпуска СПГ. «С учетом создания в мире новых мощностей (прежде всего в Катаре и Алжире) и возможных уровней производства СПГ, а также жесткой конкуренции на мировом рынке потенциальная, не обеспеченная заявленными и прогнозируемыми мощностями ниша, на которую претендовал бы российский гелий, к 2030 году может достичь уровня 60-90 миллионов кубометров в год», — считают авторы статьи. По их мнению, если Россия не будет принимать мер по заполнению ниши гелия на мировом рынке, она, несомненно, существенно сократит свою потенциальную долю за счет деятельности стран-конкурентов, имеющих значительные запасы гелия. При протекционистской государственной политике по поддержке гелиевой промышленности РФ сможет стать достаточно эффективным экспортером в страны АТР. Для этого целесообразно использовать опыт ближневосточных государств по созданию производств в рамках кооперации с ведущими гелиевыми компаниями. Поставки гелия из Восточной Сибири и с Дальнего Востока в Европу наиболее целесообразно осуществлять за счет проведения своп-операций с ведущими газовыми компаниями, работающими на европейском и азиатском рынках. При организации столь масштабного экспорта предстоит решить также ряд логистических задач, наиболее важная из которых — обеспечение экспортных перевозок необходимым количеством контейнеров для жидкого гелия.
ТЕХНОЛОГИИ
Современная промышленная технология получения товарного гелия базируется на его выделении из природного газа криогенным способом. В мире значительное количество производств товарного гелия связано с месторождениями, расположенными недалеко от побережья, и совмещено с производствами СПГ, что позволяет получить значительную экономию энергетических затрат. Крупнотоннажные криогенные процессы производства товарного гелия обеспечивают наименьший уровень затрат, при этом он тем ниже, чем выше концентрация гелия в сырьевом газе. Минимальная концентрация гелия в сырьевом газе, при которой целесообразно организовывать гелиевые производства, составляет около 0,1% и окончательно определяется стоимостью энергетических и транспортных затрат. Производство гелия, совмещенное с СПГ, значительно менее чувствительно к цене газа, используемого для получения электроэнергии, и способно обеспечить конкурентный гелий при более высоких ценах на голубое топливо за счет кратного снижения затрат в производство гелиевого концентрата. Учитывая, что гелийсодержащий газ Восточной Сибири и Дальнего Востока зачастую содержит более 5% азота, выполнение экспортных контрактных обязательств по калорийности такого газа может потребовать его удаления, отмечается в статье. В результате значительная часть затрат по выделению гелиевого концентрата может быть отнесена к операции получения товарного газа, а себестоимость гелия приблизится к показателям, получаемым на производствах СПГ. Для обеспечения конкурентоспособности российского гелия остаточная концентрация гелия в экспортируемом газе должна исключать экономическую целесообразность его дальнейшего доизвлечения. «В случае организации экспорта природного газа гелиеносных месторождений в страны АТР в сжиженном виде наиболее целесообразна организация гелиевого производства в составе комплекса по сжижению природного газа. Комбинирование производств СПГ и гелия позволит снизить энергетические затраты, тем самым повысить эффективность проектов. Также конкурентоспособным вариантом может стать размещение гелиевого производства в составе газоперерабатывающего и газохимического комплексов в пунктах, привязанных к экспорту гелийсодержащего газа. Данный вариант представляется оптимальным с точки зрения транспортных затрат и близости к потенциальным покупателям при организации экспорта природного газа в страны АТР трубопроводным транспортом», — полагают авторы статьи.
ГОСПОДДЕРЖКА
Однако они отмечают, что при освоении всех гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока ежегодное производство товарного гелия может значительно превысить потребности внутреннего и внешнего рынков. В случае извлечения всего объема гелия и организации его долгосрочного хранения значительные затраты в создание и эксплуатацию необходимой инфраструктуры приведут к росту издержек гелиевых производств. «Безубыточная организация извлечения и хранения избыточного для рынка гелия может быть осуществлена только при условии финансирования его долгосрочного хранения государством или частными инвесторами. Однако создание долгосрочной системы хранения гелия способно еще более укрепить позиции России на мировом рынке высокотехнологичных материалов», — считают авторы статьи. Ожидаемые высокие себестоимость и капиталоемкость новых производств гелия из природных газов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также небольшая доля выручки при продаже гелия в общем доходе от реализации природного газа и продуктов его переработки не позволяют считать гелий основным продуктом переработки природного газа. Вместе с тем производство данного продукта, играющего особую роль в инновационных отраслях экономики, способно стать, при соответствующей поддержке государства, одним из локомотивов будущего развития России.
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.