Литва не оставляет надежды получить газ по более низким ценам, нежели предлагает «Газпром». Крупнейшая энергокомпания страны Lietuvos energija нашла альтернативного поставщика, но из-за отсутствия маршрутов доставки вынуждена просить тот же «Газпром» об обменных операциях. Российская монополия пока не дала официального ответа, но своповые операции не являются для нее обычной практикой и в данном случае сулят не выгоду, а потерю доходов, пишет «Коммерсантъ».
Вчера Lietuvos energija, принадлежащая государственной UAB Visagino Atomine Elektrine, сообщила, что нашла возможность приобрести газ в Западной Европе «на более благоприятных условиях», чем у «Газпрома». В связи с этим энергокомпания обратилась к «Газпром экспорту» с предложением начать своповые операции (Литва будет получать физически российский газ, но платить альтернативному поставщику, который предоставит «Газпрому» тот же объем газа на другом рынке). Это, по мнению Lietuvos energija, позволит сократить расходы на газ (согласно отчету, компания за девять месяцев 2011 года потратила €91 млн) и снизить цены на электроэнергию для жителей Литвы.
Компания сообщает, что в конце 2011 года Lietuvos energija провела анализ альтернативного рынка поставки природного газа в Западной Европе и Скандинавии. По его итогам Lietuvos energija нашла поставщика, который предложил компании закупать у него газ с 2013 года. Название партнера Lietuvos energija не раскрывает, но сообщает, что ближайшим местом поставки газа будет граница Германии и Польши. Напрямую закупать газ из Европы Литва не может из-за Белоруссии: оператор системы отказался делать реверс из Польши в Литву. Ответа литовская компания ожидает в течение марта.
Денис Борисов из Номос-банка отмечает, что своповые операции могут позволить литовской энергокомпании существенно экономить на закупках. Например, сейчас стоимость газа на хабе в Зебрюгге составляет около $300 за тысячу кубометров (цена для Литвы — $480 за тысячу кубометров). Поэтому даже с премией $50 к этой цене Lietuvos energija выиграет более $100 с каждой тысячи кубометров.
Однако непонятно, чем своповые операции могут привлечь «Газпром». Вчера в монополии и «Газпром экспорте» не подтвердили получения предложений от Lietuvos energija и отказались комментировать ситуацию. Источники, знакомые с ситуацией, считают, что «Газпром экспорт» вряд ли согласится. Они поясняют, что своповые операции требуют непростого документарного оформления, не являются для монополии рутинной практикой, а проводятся лишь «ситуативно». При этом в случае с литовской компанией речь идет об очень небольших объемах — не более 300 млн кубометров газа в год.
Своповые операции — самый простой и быстрый, но не единственный для Литвы способ диверсификации поставок газа из России. Всего неделю назад руководство литовской Lietuvos dujos и польского госоператора магистральных газопроводов Gaz-System представили новый проект газопровода между Литвой и Польшей Gas Interconnection Poland—Lithuania (GIPL). Труба протяженностью 562 км должна выйти недалеко от Варшавы в сторону Литвы, где ее конечной точкой станет литовская компрессорная станция Jauniunai (уже построена и сдана в эксплуатацию). Проектная мощность газопровода — около 2,3 млрд кубометров в год, то есть более половины потребности Литвы в газе. Стоимость стороны оценивают в €471 млн.
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.