Вчера стоимость российской нефти марки Urals впервые c мая прошлого года превысила отметку $120 за баррель. Стремительный рост цен на углеводородное сырье способствует росту геополитической напряженности между Ираном и западными странами, итогом которой может стать потеря рынком 20% мирового потребления нефти. В случае начала полномасштабного конфликта с Ираном цены на нефть могут вырасти до $150 за баррель, пишет «Коммерсантъ».
Вчера стоимость российской нефти марки Urals, по данным агентства Reuters, на спот-рынке впервые с начала мая прошлого года превзошла $120 за баррель. В ходе торгов ее стоимость поднималась до $121,1 за баррель, что на 1% выше закрытия среды. Многомесячного максимума достигли котировки другого сорта российской нефти: цены на Siberian Light достигали вчера отметки $122,34 за баррель. Котировки североморской нефти Brent вчера превышали $122,5 за баррель, максимального значения с 4 мая 2011 года. С начала года нефть подорожала на 12-13%, а за семь дней почти непрерывного роста ее стоимость выросла на 6-6,7%.
Стремительный взлет нефтяных котировок в последние дни был обеспечен ростом напряженности между Ираном и странами Запада. На состоявшейся вчера встрече с послами Франции, Португалии, Италии, Греции, Нидерландов и Испании директор отдела Западной Европы МИД Ирана Хасан Таджик предупредил, что Иран может прекратить продажу нефти в Европу и найти других покупателей. Одновременно иранский англоязычный телеканал Press TV поспешил сообщить, что Иран уже прекратил экспорт нефти в шесть стран Евросоюза. Позднее Министерство нефтяной промышленности Ирана опровергло это сообщение. «Если такое решение будет принято, о нем будет объявлено Верховным советом национальной безопасности Ирана»,— заявил представитель министерства в эфире иранского телеканала «Аль-Алям». «Несмотря на опровержение, котировкам нефти удалось удержаться на достигнутых рекордных уровнях»,— отмечает начальник отдела управления активами управления развития и сопровождения частных инвестиций Промсвязьбанка Тимур Саликов. По его мнению, это свидетельствует об ожидании подобного развития событий среди нефтяных трейдеров.
Впрочем, участники рынка опасаются не столько прекращения поставок Ирана, сколько дальнейшей эскалации конфликта. «Иран является вторым по величине экспортером нефти в ОПЕК, но даже сокращение поставок с его стороны не привело бы к острому дефициту нефти,— отмечает аналитик «ТКБ Капитала» Александр Ковалев.— Его компенсировали бы Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны». Однако в случае минирования Ираном Ормузского пролива, продолжает аналитик, от этого пострадают и поставки нефти из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, Катара и ОАЭ. В результате рынок недополучил бы 20% мирового потребления нефти, так как компенсировать такой объем невозможно. «Поэтому пока напряжение между Ираном и Западом будет зашкаливать, инвесторы будут готовы платить премию за риск»,— подчеркивает господин Саликов.
Рекордные цены на нефть привели к росту инвестиционной привлекательности стран с сырьевой экономикой, в частности России. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), с начала года в фонды, инвестирующие в российские акции, поступило почти $350 млн. Приток ликвидности со стороны западных инвесторов позволил российскому рынку акций вместе с рублем продемонстрировать бурный рост котировок. С начала года индекс РТС прибавил более 20%, поднявшись до отметки 1661,36 пункта. Из-за почти семипроцентного укрепления рубля относительно доллара индекс ММВБ вырос в этом году всего на 14%, до отметки 1579,38 пункта. Между тем большинство ведущих зарубежных индексов выросло с начала года в пределах 13%.
Не исключая роста цен на нефть в краткосрочной перспективе, эксперты указывают на высокую вероятность коррекции на рынке в обозримом будущем. По словам аналитика компании «Альянс РОСНО управление активами» Ариэла Черного, в случае эскалации напряженности или начала полномасштабного конфликта с Ираном стоимость нефти марки Brent может пробить уровень $150 за баррель, туда же устремится и российская Urals. Однако в условиях, когда экономики большинства развитых стран балансируют на грани рецессии, резкий рост нефтяных котировок может оказаться негативным шоком, который усугубит накопившиеся проблемы и приведет к развитию очередной волны кризисных явлений. По словам руководителя аналитических исследований УК «Уралсиб» Александра Головцова, при стоимости Brent выше $120 за баррель даже котировки российских акций (кроме нефтегазового сектора) будут испытывать давление продавцов. «Многие рисковые активы уже серьезно перегреты, и общая волна инвестиционной эйфории может закончиться в любой момент»,— отмечает господин Головцов. Поэтому, когда эйфория схлынет, по оценке эксперта, стоимость Brent может откатиться к рубежу $100 за баррель или даже ниже.
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.