Новости энергетики 16+

Украина подумывает сдать ГТС в аренду Газпрому

В четверг, 5 января, стали известны новые подробности газового противостояния между Газпромом и Украиной. По словам первого заместителя лидера Партии Регионов Михаила Чечетова, Рада рассмотрит новый закон, который разрешит передавать газотранспортную систему Украины в аренду.

Напомню результаты переговоров на конец 2011 года. Газпром был готов снизить цену на газ для Украины вдвое (с $446 до $210-220 за тысячу куб. м) при условии, что Украина передаст российскому газовому концерну свою транзитную ГТС на выгодных для Газпрома условиях. «Выгодные условия» подразумевали отсутствие третьей стороны (ЕС или США) в доле совместного предприятия, а также полную юридическую защиту Газпрома — от прав собственности до защиты от изменений налогового режима. Совместное предприятие, контролирующее магистральные газопроводы Украины, выполняло бы диспетчерские функции и определяло стоимость транзита газа в Европу.

Хотя еще не ясно, сможет ли партия власти провести закон через Раду, факт готовности Партии Регионов пойти на уступки очевиден. Пока законы Украины запрещают передачу в аренду или продажу государственной ГТС, и оппозиция намерена добиваться сохранения неприкосновенности национальной газовой сети. Однако Газпром в самом конце года косвенно дал понять, что если внутриполитические силы Украины не смогут прийти к компромиссу, концерн может обойтись и без украинской ГТС. Турция дала добро на строительство Южного потока, поэтому в случае провала переговоров с Украиной Газпром может начать строительство газопровода мощностью 63 млрд куб. м в год в обход Украины. Через украинскую ГТС прокачивается в Европу 95-100 млрд куб. м в год, так что с учетом дополнительных поставок СПГ (35 млрд куб. м.), Северного (22 млрд куб. м) и Южного потоков, а также Набукко (30 млрд куб. м) необходимости в ней просто не будет.

С финансовой точки зрения и Газпрому, и Украине выгоднее договориться и поделить национальную ГТС, как это было сделано в Белоруссии. С точки зрения финансовых затрат Газпрому лучше обойтись без строительства Южного потока. Его стоимость оценивается в $15-20 млрд, и по ходу реализации это число будет корректироваться в сторону увеличения. Даже двукратная скидка на газ для Украины приведет к потерям около $6 млрд в год плюс расходы на модернизацию украинской ГТС. Однако в случае успешного завершения переговоров по этому сценарию Газпром, как и в сделке с Белтрансгазом, получит в распоряжение готовую газотранспортную инфраструктуру. С другой стороны, Украине для пополнения бюджета нужен постоянный поток газа через ГТС, которая к тому же должна быть модернизирована.

Наиболее вероятный сценарий развития событий — передача Газпрому газотранспортной системы в форме СП в обмен на скидку на газ. В этом случае необходимость в Южном потоке отпадет сама собой, поскольку Газпром будет контролировать все основные газопроводы в западном направлении: Северный поток (22 млрд куб. м в год), Ямал—Европа через Белоруссию (28 млрд куб. м в год), Молдавию (16,7 млрд куб. м) и ГТС Украины (около 100 млрд куб. м).

Выгодная сделка с Украиной может стать драйвером роста акций Газпрома, но пока ситуация остается неопределенной и я оставляю озвученную ранее целевую цену 244 рубля за акцию, потенциал роста 37% (рекомендация — «покупать»).

Виталий Михальчук, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх