Свежее
Венгрия и Сербия в конце года начнут строить нефтепровод для поставок из РоссииГосДума приняла в 1-м чтении законопроект, регулирующий безопасность термоядерных реакторов и установокГенерирующие компании РФ заплатили 5,5 млрд руб штрафов за отказы от проектов КОММодВ Казахстане предложили приостановить лицензии загрязняющих Каспий нефтяных компанийУТЗ поставит турбины для модернизации Заинской ГРЭСВ ХМАО завершена реконструкция ПС 110 кВ Северная
Освоение российского континентального шельфа на ближайшую перспективу рассматривается в качестве одной из стратегических задач, решение которой обусловлено падающими объемами добычи углеводородов и истощением месторождений суши.
Первые лица государства неоднократно заявляли о том, что использование ресурсов континентального шельфа, содержащего около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, — залог энергобезопасности России. Несмотря на это, разработка морских месторождений нефти и газа сопряжена со значительными рисками для инвесторов.
Во-первых, необходимо принимать во внимание крайне низкую геологическую изученность шельфа, суровые климатические условия, высокую капиталоемкость проектов и сложную логистическую схему доставки углеводородов до конечных потребителей, особенно в российском секторе Арктики, где сосредоточены основные запасы углеводородного сырья. Во-вторых, следует отметить неопределенность действующего законодательства и наличие ограничений на привлечение к разработке морских шельфовых месторождений в качестве операторов иностранных компаний и негосударственных компаний, обладающих современными технологиями и дополнительными финансовыми ресурсами. И, наконец, в-третьих, в рамках действующей фискальной системы практически все шельфовые проекты убыточны и не обеспечивают инвесторам достижение целевых показателей внутренней нормы доходности.
К примеру, на текущий момент действующее законодательство в принципе не предусматривает возможность таможенного оформления убытия углеводородов на экспорт непосредственно с добывающих платформ. По этой причине суда для нефти или газоперевозки будут вынуждены совершать заход в российский порт, в котором размещен уполномоченный таможенный пост. Так, в случае с одним из наших клиентов логистика увеличивается примерно на 1000 км на каждый рейс.
Или другая деталь. Континентальный шельф не входит в состав территории Российской Федерации. В связи с этим любое перемещение лиц и грузов на нефтегазопромысловое сооружение, расположенное за пределами 12 морских миль на шельфе, является пересечением государственной границы и требует соблюдения процедур пограничного и таможенного контроля. Оценочно, эксплуатация некоторых морских нефтегазопромыслов в период добычи может потребовать двух и более вылетов воздушных судов в день и ежедневного подхода судов снабжения. Если не внести соответствующих изменений в законодательство, например по аналогии с рыбопромысловыми судами, то необходимость соблюдения установленных процедур повлечет дополнительные затраты не только частных инвесторов, но и федерального бюджета на обустройство и функционирование пунктов пропуска. К этому можно прибавить отсутствие порядка государственной регистрации сооружений, расположенных на континентальном шельфе, что может на практике привести к трудностям привлечения заемного финансирования под их залог. И таких проблем множество.
Но это, если можно так выразиться, только верхушка айсберга. Главным препятствием для принятия инвестиционных решений по реализации проектов освоения шельфовых месторождений остается существующая система налогов и таможенных платежей.
Попытки изменить ситуацию предпринимаются не первый год. Нерешенные своевременно проблемы приводят к отложенному эффекту. Так, в том числе и по причине отсутствия льгот по налогам и таможенным пошлинам уже несколько раз откладывались сроки принятия окончательного инвестиционного решения по Штокмановскому проекту. Насколько нам также известно, затруднено финансово-экономическое обоснование разработки лицензионных участков Восточно-Приновоземельские -1, -2, -3 в Карском море ввиду их отрицательной рентабельности в условиях действующей налоговой системы. Рентабельность освоения Приразломного месторождения, старт добычи углеводородов на котором запланирован на апрель—май следующего года, также в несколько раз ниже показателей разработки аналогичных месторождений суши.
Очевидно, что необходимость решения остро стоящих вопросов находит понимание на государственном уровне, и в связи с этим с середины текущего года мы наблюдаем некоторое оживление законотворческой деятельности в области регулирования шельфа.
В июле в Госдуме на рассмотрении оказались два законопроекта по вопросам шельфа, где в том числе предлагается ряд налоговых нововведений, включая предоставление льгот по налогу на имущество, однако в текущей редакции предлагается их установление только в отношении морских месторождений газа.
К мерам, направленным на нормализацию налогового режима для шельфовых проектов, можно отнести также июльские изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие в числе прочего специальный порядок определения места оказания услуг (работ) для целей НДС в отношении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Данный порядок фактически уравнял условия возмещения НДС для нефтегазовых проектов на суше и на шельфе. Вместе с тем, по нашим оценкам, перечень таких операций не является исчерпывающим и требует дальнейшего расширения. Например, действующий порядок исчисления НДС предполагает, что предоставление на шельфе в аренду нефтегазопромысловых сооружений — объектов недвижимого имущества не подлежит обложению НДС, а весь входящий НДС, уплачиваемый при строительстве таких объектов, увеличивает затраты по их созданию.
Следует отметить и введенную с 1 октября текущего года систему таможенно-тарифного регулирования «60-66». Однако, как показывают наши расчеты, она не оказывает значительного эффекта на увеличение показателей внутренней нормы рентабельности шельфовых проектов. Таким образом, «точечный» подход к изменению правового регулирования и системы налогообложения, по нашему мнению, не сможет существенно улучшить инвестиционный климат для шельфовых проектов.
Виталий Иваненко, партнер BDO в России
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Венгрия и Сербия в конце года начнут строить нефтепровод для поставок из России
По которому Сербия сможет получать сырье, поступающее из РФ по…
ГосДума приняла в 1-м чтении законопроект, регулирующий безопасность термоядерных реакторов и установок
Термоядерные реакторы и установки, содержащие ядерные материалы или генерирующие ионизирующее…
Генерирующие компании РФ заплатили 5,5 млрд руб штрафов за отказы от проектов КОММод
Программа модернизации тепловой энергетики предусматривает обновление до 2030 года до…
В Казахстане предложили приостановить лицензии загрязняющих Каспий нефтяных компаний
Правительство Казахстана должно рассмотреть вопрос временной приостановки лицензий крупных компаний,…
УТЗ поставит турбины для модернизации Заинской ГРЭС
4 паротурбинных установки мощностью 160 МВт каждая.
В ХМАО завершена реконструкция ПС 110 кВ Северная
В ходе реконструкции энергетики заменили на подстанции 82 измерительных трансформатора…