Геологоразведка в России остается самым инвестиционно непривлекательным сектором нефтяной отрасли. Изменить ситуацию должна созданная в этом году новая госкомпания — «Росгеология». О ее задачах, планах и формах сотрудничества с российскими и иностранными инвесторами рассказал спецкорреспонденту РБК daily Галине Старинской глава компании Сергей Донской.
— Сергей Ефимович, расскажите, какие цели и задачи стоят перед ОАО «Росгеология»?
— Основные направления деятельности «Росгеологии» были определены указом президента России, который был подписан в июле 2011 года. Всего три направления. Первое — это геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий страны, в том числе шельфа внутренних морей, Мирового океана, Арктики, Антарктики. Второе направление — локализация, оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых неосвоенных районах в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы. Третье — это мониторинг состояния недр. По всем этим ключевым направлениям мы сейчас выстраиваем деятельность наших предприятий.
Кроме того, одна из задач создания «Росгеологии» — это консолидация технического, технологического, научного, кадрового потенциала отрасли и развитие новых экономических принципов ведения бизнеса в сфере ГРР.
Надо понимать, что для компаний в современной России геологоразведка более рискованная деятельность по сравнению с другими этапами ее операционной деятельности, она менее привлекательна с точки зрения долгосрочных инвестиций. Поэтому в перечне первоочередных проектов инвесторов геологоразведка уступает другим краткосрочным мероприятиям, особенно это проявляется в период ухудшения экономической конъюнктуры. Необходимо коренным образом менять ситуацию.
У современного государства как сейчас, так и в будущем нет и не будет достаточных бюджетных средств, которые можно было бы направить в высокорискованные проекты ГРР. Увеличение администрирования в отрасли также не приводит к повышению эффективности. Такая деятельность должна базироваться на частных ресурсах, частной инициативе и на рыночных механизмах, на всем, что позволит снижать риски инвесторов, а также перераспределять их между участниками рынка.
В мировой практике проведение геологоразведки и снижение инвестиционных рисков построены на механизмах взаимодействия государства и инвестора. «Росгеология» как раз и должна стать таким связующим звеном на российском рынке. Холдинг должен создать мостик между государством и инвестором для реализации геологоразведочных проектов. Необходимо встроить «Росгеологию» в этот процесс и создать условия для того, чтобы инвесторам было интересно работать на рынке, и с «Росгеологией» в том числе.
— Когда будут утверждены внутренние документы и программы деятельности «Росгеологии»?
— Мы уже начали формировать документы, которые будут регламентировать внутреннюю работу госкомпании. Что касается программ, то надеюсь, что до конца года появится стратегия развития и деятельности «Росгеологии» на долгосрочную перспективу и детальный план работы компании.
Тема управления в сфере недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы находится в сфере ведения государства, и естественно, что появление «Росгеологии» требует согласования действий компании с руководством страны. Не могу сказать, что предполагаются какие-то революционные этапы в связи с этим, но эволюционные, думаю, следует ожидать. Кроме того, мы идем по пути создания консорциумов с инвесторами. Неизбежно будут возникать вопросы, которые можно решить изменением ведомственных документов, а где-то, возможно, потребуется изменение законодательства. Конечно, мы будем вносить в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за принятия подобных поправок, свои предложения.
— Какими привилегиями будет пользоваться «Росгеология» как 100-процентная госкомпания?
— Главная привилегия — это то, что мы будем выполнять задачи, которые необходимы для развития отрасли, экономики. Я бы не стал говорить о привилегиях, а скорее всего о возможностях, какие холдинг, выполняя поручения государства, мог бы предложить участникам рынка.
Возможно, что после завершения разработки стратегии мы сформируем предложения государству, которые позволят в дальнейшем повысить эффективность деятельности «Росгеологии». Но сейчас наши предприятия участвуют в тендерах, проводимых госорганами, наравне с другими компаниями.
— Какова будет роль «Росгеологии» в государственных тендерах на геологоразведку?
— «Росгеология» участвует и будет участвовать в тендерах не только Роснедр. Есть множество органов власти федерального и субъектного уровней, в том числе занимающихся инфраструктурными проектами: Минтранс, МЧС, Минобороны и т.д., которым «Росгеология» может предложить свои услуги. Обязательно будем принимать участие и в зарубежных проектах. Известно, что у азиатских, африканских стран, стран Латинской Америки есть большой интерес в привлечении российских геологов. Отдельная тема, которую мы будем всячески развивать, — сотрудничество с геологическими службами и компаниями стран СНГ, это важно с точки зрения будущего развития и «Росгеологии», и в целом отрасли.
— А что касается шельфовых проектов?
— Доля компании в целом на этом рынке пока не слишком велика, однако мы планируем наращивать свое присутствие, в том числе за счет технического и технологического перевооружения наших компаний. В то же время уже сейчас наши компании могут выполнять целый ряд уникальных работ, как, например, сейсморазведочные работы 2Д, 3Д и 4С в зонах предельного мелководья. Мы хотели бы, чтобы «Росгеологию» в самом недалеком будущем рассматривали как приоритетного стратегического партнера по оказанию сервисных услуг при реализации проектов на континентальном шельфе и в Арктике.
— Какова доля участия «Росгеологии» в проектах на континентальном шельфе в Арктике?
— В части проводимых региональных работ «Росгеология» занимает около 30%, в транзитной зоне — 60%. Доля компании в целом на этом рынке пока не более 10%. В планах наращивать свое присутствие. Мы хотели бы, чтобы «Росгеологию» рассматривали как приоритетное предприятие, которое предоставляет услуги российским госкомпаниям.
— Каковы перспективы сотрудничества и взаимодействия «Росгеологии» с частными российскими компаниями, работающими в области геологоразведки, а также с иностранными компаниями?
— В настоящее время идет активный диалог с компаниями как российскими, так и зарубежными о перспективах создания консорциумов. Вместе ищем схему, в рамках которой сотрудничество могло бы быть эффективно реализовано. Инвестору должны быть понятны условия игры. Чем более масштабный перечень компаний-клиентов мы сможем для себя сформировать, тем более гибкую схему перераспределения рисков можно было бы создать. Конкретные результаты я сейчас не стану озвучивать, поскольку пока идет обсуждение с компаниями.
— Входит ли в обязанности «Росгеологии» создание и ведение единой российской базы данных о ресурсах полезных ископаемых?
— «Росгеология» не госорган, в ее обязанности эти функции не входят. Но в любом случае базу таких данных мы будем создавать. Информацию, которая находится в архивах наших предприятий, планируем аккумулировать и на ее основе создавать единую систему. В составе «Росгеологии» много компаний, которые в советский период были базовыми и в которых хранилось много важной информации, в том числе геофизической.
— Учитывая, что на завершение создания «Росгеологии» отпущено до двух лет, значит ли это, что компания заработает только в 2013—2014 годах?
— Речь идет о том, что мы должны в течение 24 месяцев завершить организационные мероприятия, то есть акции всех 24 акционерных обществ и 13 ФГУП (после их акционирования) должны быть внесены в уставный капитал «Росгеологии». После этого «Росгеология» будет предлагать услуги уже как единый холдинг.
— Какие органы госвласти будут представлены в совете директоров компании?
— Пока функционирует совет директоров ОАО «Центргеология», путем переименования которого указом президента России было создано ОАО «Росгеология». Вопрос, кто будет входить в новый совет директоров после завершения формирования компании, должно решить правительство.
— Как будет финансироваться деятельность «Росгеологии»?
— В настоящее время целевого бюджетного финансирования деятельности «Росгеологии» не предусмотрено. Финансирование будет осуществляться в первую очередь за счет производственной деятельности компании.
— «Росгеология» останется 100-процентным государственным предприятием?
— Да. В ближайшее время продажа акций компании на рынке не планируется.
Мы в телеграм:
На Владивостокской ТЭЦ-2 реконструируют береговую насосную станцию
Масштабная реконструкция береговой насосной станции стартовала в 2024 году и…
США будут больше вкладываться в нефтедобычу и перестанут развивать ветроэнергетику
Трамп поручит федеральным ведомствам пересмотреть запреты на бурение на федеральных…
В Новосибирске устранили дефекты на теплосетях, оставившие почти 100 объектов без тепла
С начала отопительного сезона прокуратура Новосибирска возбудила 10 дел об…
Созданная в Новосибирске цифровая платформа для ГРР успешно прошла испытания
Согласно оценочной шкале, платформа покрывает большую часть потребностей российского нефтегазодобывающего…
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…