Новости энергетики 16+

Газпром нефть не спешит начинать добычу в Иране

Иран утратил инвестиционную привлекательность для «Газпром нефти». Уже почти год компания затягивает реализацию проекта «Азар», и иранская сторона не исключает замены российской компании. По мнению экспертов, причиной этого могут служить недостаточно выгодные для «Газпром нефти» условия контракта, а также опасения ввода санкций со стороны США, пишет РБК daily.

Иран предлагает «Газпром нефти» передать права на разработку иранского месторождения Азар другой компании и более не затягивать переговоры по подписанию контракта по освоению этого месторождения. Об этом заявил в ходе вчерашней пресс-конференции посол Ирана в Москве Сейед Махмудреза Саджади. По его словам, на подготовку контракта между «Газпром нефтью» и Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC) ушло около двух лет, однако уже более восьми месяцев российская компания затягивает его подписание.

В конце 2009 года «Газпром нефть» заключила меморандум о взаимопонимании с NIOC, предусматривающий разработку участков Азар и Шангуле. В прошлом году глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявлял о том, что до конца лета 2010 года компания завершит переговоры о вхождении в проект «Азар». Однако с тех пор контракт так и не был подписан. «В компании считают, что условия, предлагаемые иранской стороной, не обеспечивают экономической эффективности проекта», — рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. В «Газпром нефти» вчера от комментариев отказались.

Ситуацию осложняют и американские санкции в связи с иракской ядерной программой. В 1996 году США приняли закон о санкциях в отношении Ирана, который дает американскому правительству право применять меры против иностранных компаний и физических лиц, которые инвестируют в энергетический сектор Ирана более 20 млн долл. В июле прошлого года США еще более ужесточили санкции, запретив иностранным компаниям поставлять в страну нефтепродукты.

Под угрозой санкций многие нефтяные компании приняли решение свернуть свои проекты в Иране. В частности, в 2007 году ЛУКОЙЛ заморозил проект «Анаран», на котором компания проводила геологоразведочные работы совместно с норвежской Statoil. Убыток от обесценения инвестиций в проект компания оценила в 63 млн долл. Впрочем, в будущем ЛУКОЙЛ надеется вернуться к его разработке. «О выходе из проекта речи не было. Как только санкции будут сняты, ЛУКОЙЛ возобновит свое участие в проекте», — рассказали в компании. Помимо этого в прошлом году из-за возможности ввода санкций от сотрудничества с Ираном отказались и многие европейские нефтегазовые компании, в частности Shell, Total, Eni и Statoil.

По мнению аналитика «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокина, «Газпром нефть», скорее всего, не устраивают условия предлагаемого контракта, и свое заявление иранская сторона сделала для оказания давления на компанию. «Кроме того, нельзя забывать, что «Газпром нефть» аффилирована с «Газпромом», который в будущем не исключает привлечения в проекты американских инвестиций или участия в СПГ-проектах в США», — рассуждает г-н Кокин. Поэтому компания хочет избежать риска введения санкций, заключает эксперт.

Екатерина Сафонова

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх