Актуально
8 стран ЕС продолжают импортировать российский газСтоимость летнего дизеля на бирже превысила 70 тыс руб за тНа ВЛ-10 кВ в Ярославской области более 50 км неизолированного провода заменят на СИПВласти Швеции готовы дать компаниям кредит на $23,64 млрд на строительство реакторов АЭСК 2035г дата-центры для ИИ могут потреблять 4,4% всей электроэнергии мираЭнергокомпании обсудят шельфовые проекты в рамках Энергостратегии 2050 на Сахалине
Плохие новости для Федерального агентства по атомной энергии: арбитражный суд Санкт-Петербурга недавно наложил обеспечительный арест на его ключевой проект, плавучую атомную электростанцию, в рамках процедуры погашения задолженности ОАО «Балтийский завод», чьим владельцем является российский олигарх и главный акционер французской газеты France Soir Сергей Пугачев.
Атомная баржа «Академик Ломоносов» так и не смогла дать первые мегаватты электричества: многочисленные кредиторы судостроительного завода добились в суде ее ареста. «Росатом» немедленно обжаловал это решение, подчеркнув, что объем его инвестиций в это судно составляет 236 миллионов евро.
Арест судна стал серьезным препятствием для осуществления амбициозных планов «Росатома», который намеревается построить пять или шесть таких станций для отопления и снабжения электричеством наиболее удаленных регионов Российской Федерации. Кроме того, российское агентство, которому принадлежит 22% мирового рынка строительства АЭС, рассчитывает на экспорт своих плавучих станций в Азию (Китай, Индонезия, Южная Корея) и Африку (Кабо-Верде, Намибия).
Об идее строительства плавучих мини-АЭС в российской ядерной отрасли говорят уже очень давно. Впервые такая возможность была рассмотрена в 1980-х годах, однако реального продолжения она так и не получила. С 2006 года «Росатом» создал для выполнения этой задачи целое управление. Без особенного успеха. Наконец, в 2010 году на воду был спущен первый прототип – «Академик Ломоносов».
Представьте себе плавучую платформу с двумя небольшими реакторами (мощностью по 80 МВт), наподобие тех, что приводят в движение ледоколы. Если такое судно поставить на причал и подсоединить к электросети, оно сможет обеспечить нужды десятков тысяч домов, заводов, нефтяных и газовых платформ. В руководстве «Росатома» убеждены: такие морские электростанции абсолютно надежны. В случае цунами или торнадо им достаточно сняться с якоря и отойти от берега.
«Все чрезвычайные ситуации были проработаны. Испытания начались еще в эпоху СССР», — заявил генеральный директор петербургского ОАО «Балтийский завод» Андрей Фомичев. Среди заказов его предприятия числится семь таких плавучих АЭС. Как недавно сообщил глава «Росатома» Сергей Кириенко, «Академик Ломоносов» (144 метра в длину, водоизмещение 21 000 тонн) должен быть спущен на воду в 2014 году. Его местом назначения должна стать бухта Крашенинникова на Камчатском полуострове: в этот регион с высокой вулканической активностью практически невозможно попасть несколько месяцев в году.
Ввод в эксплуатацию в 2014 году? Совсем не факт. Петербургский судостроительный завод, который принадлежит переживающему далеко не лучшие времена олигарху Сергею Пугачеву (все началось с краха его «Межпромбанка» в 2010 году), испытывает серьезные проблемы с финансированием, как это подтверждает арест «Академика Ломоносова». Таким образом, завершение строительства первой плавучей АЭС будет отсрочено. А государству в очередной раз придется спасать проект.
Тем временем стоимость строительства продолжает расти: сейчас она оценивается в 550 миллионов долларов (382 миллиона евро) против изначальных 125 миллионов. Эти цифры являются ярким свидетельством дисфункции российской промышленности, которая характеризуется появлением проектов с сомнительной рентабельностью (их в убыток для себя субсидирует государство), а также отсутствием должной прозрачности, которое приводит к задержкам в реализации и необъяснимому повышению стоимости.
Бесконечные задержки в запуске плавучих атомных электростанций, разумеется, только приветствуются российскими экологами. Все они неустанно твердят о «плавучих Чернобылях». Они называют используемые в их создании технологи устаревшими и напоминают, что в период с 1970 по 2000 год в российском флоте произошло больше десяти аварий на атомных подлодках.
Тем не менее, аргументы экологов вряд ли будут приняты во внимание в стране, где гражданское общество еще очень слабо. Хотя их вопросы более чем разумны: как плавучие АЭС защищены на случай аварии? Что произойдет, когда им нужно будет получить новое топливо или избавиться от отработанного?
На обычных электростанциях его хранят в специальных резервуарах. На барже его будут замораживать и складировать на борту. Не стоит забывать и о том, что плавучая АЭС может быть захвачена террористами или же попросту не успеет поднять якорь в случае цунами, подобного тому, что произошло в Фукусиме.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
8 стран ЕС продолжают импортировать российский газ
Ранее ЕК обнародовала инициативы по отказу от российского газа. В…
Стоимость летнего дизеля на бирже превысила 70 тыс руб за т
Бензин АИ-92 подешевел на 0,46% — до 72,831 тыс руб…
На ВЛ-10 кВ в Ярославской области более 50 км неизолированного провода заменят на СИП
Работы затронут 111 населенных пунктов в Ярославском, Переславль-Залесском, Рыбинском, Угличском,…
Власти Швеции готовы дать компаниям кредит на $23,64 млрд на строительство реакторов АЭС
В настоящее время на 3-х АЭС (в Форсмарке, Рингхалсе и…
Энергокомпании обсудят шельфовые проекты в рамках Энергостратегии 2050 на Сахалине
Главы энергокомпаний обсудят вопросы снижения себестоимости добычи через локализацию оборудования,…