Как стало известно, «Сумма Капитал» начинает реализацию своего первого портового проекта на Дальнем Востоке. Компания планирует к 2013 году запустить в порту Восточный новый комплекс на 18 млн тонн грузов в год — в основном для перевалки угля. Конкурирующий терминал Global Ports может появиться в Восточном уже летом, но его мощность составит всего 1 млн. Аналитики считают, что грузы найдутся для обеих компаний, но железнодорожная инфраструктура в нынешнем состоянии с этими объемами не справится, пишет «Коммерсантъ».
Как рассказал президент «Суммы Капитал» Марат Шайдаев, группа, владеющая портовыми активами в Новороссийске, Приморске и Калининграде, к концу 2013 года планирует построить универсальный портовый комплекс в границах существующего порта Восточный (около Находки). Планируемая мощность перевалки — 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. У «Суммы Капитал» уже есть крупный участок земли в районе Восточного — около северной части бухты Врангеля. Земля куплена несколько месяцев назад вместе с ЗАО «Приморскнефтегазпром», уточнил Марат Шайдаев, не называя прежних владельцев компании и сумму сделки. Сейчас оформляется отвод дополнительных земельных участков, а техническое задание на проектирование нового портового комплекса уже согласовывается с основными грузоотправителями. По словам топ-менеджера, общая стоимость строительства составит около $300 млн.
«В ближайшие пять лет потенциальный объем грузов в направлении Восточного существенно превышает существующее предложение стивидорных компаний по перевалке»,— поясняет Марат Шайдаев. Лимитирующим фактором в компании считают только состояние железнодорожных подходов к порту, называя, впрочем, эту проблему общей, как для Восточного, так и для подконтрольного «Сумме Капитал» нефтеналивного порта в Приморске. «Но мы надеемся, что ситуация исправится, так как ОАО РЖД должно быть заинтересовано в увеличении грузооборота»,— отмечает Марат Шайдаев.
Интерес к перевалке угля на Дальнем Востоке есть не только у «Суммы Капитал». Как стало известно, зайти на новый для себя угольный рынок решила группа Global Ports, которая специализируется преимущественно на транспортировке контейнеров и нефтеналивных грузов. Ее планы также связаны с угольным терминалом в порту Восточный, но они гораздо скромнее. Этим летом на территории входящей в группу Global Ports Восточной стивидорной компании (в порту Восточный), заработает угольный терминал мощностью 1 млн тонн грузов в год. Стоимость создания актива группа не раскрывает, однако подчеркивает, что общие капиталовложения в развитие ВСК в 2008-2010 годах составили около $47 млн. На эти деньги были построены новые железнодорожные пути, угольный склад, а также закуплено специализированное оборудование.
Все существующие мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке принадлежат крупным угледобывающим компаниям (СУЭК, «Мечелу», Evraz, «Кузбассразрезуглю») и предназначены в первую очередь для перевалки продукции этих компаний, объясняют в Global Ports логику нового проекта. «Нехватка независимых угольных терминалов в регионе ощущается достаточно сильно: она сдерживает рост объемов перевалки продукции производителей, не имеющих собственных перевалочных мощностей»,— считают в группе. Всего, по данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через порты Дальнего Востока на экспорт было отправлено около половины российского экспортного угля, то есть около 33,5 млн тонн.
На фоне предстоящего IPO Global Ports, в ходе которого группа рассчитывает разместить на LSE около 25% акций, решение группы диверсифицировать бизнес может считаться положительным фактором, считает Анна Куприянова из «Уралсиба»: это обеспечит дополнительную стабильность сильно зависящей от экономической конъюнктуры контейнерной части бизнеса Global Ports. Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что наращивание мощностей по перевалке угля на Дальнем Востоке оправдано с точки зрения растущих потоков в страны АТР. Однако он подчеркивает, что ОАО РЖД уже сейчас говорит о пределе провозных мощностей БАМа и Транссиба, поэтому развитие дальневосточных портовых активов будет напрямую зависеть от того, как быстро государство будет развивать железнодорожную инфраструктуру.
Мы в телеграм:
Сибур построит фабрику катализаторов для нефтехимии в Казани мощностью 1 тыс т
Запуск 1-й линии — производства хромовых катализаторов — запланирован на…
Акции Россетей на Мосбирже росли более чем на 2%
динамика отмечена после того, как президент РФ разрешил «Федеральной сетевой…
21 февраля бензин Аи-92 подешевел на бирже на 3,7%, бензин Аи-95 — на 2,9%
Цена бензина Аи-92 снизилась до 50,298 тыс руб за т,…
Программу догазификации могут распространить на 22 села Горного Алтая
В Майминском и Чемальском районах.
До 13% всего потребляемого ЕС газа поступает из РФ
Это не страны ЕС покупают этот газ — это компании,…
Эксперт РУСЭЛ примет участие в индийской выставке ELECRAMA
Ожидается, что выставку ELECRAMA посетит более 400 тысяч человек.