ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Загадочный миллиардер из «Суммы Капитал»

Глава «Суммы Капитал» Зиявудин Магомедов (№ 41 в рейтинге миллиардеров журнала «Финанс.») вместе с «Транснефтью» теперь контролирует 75% нефтяного экспорта через европейские гавани России. Журнал «Финанс» разобрался, как он этого добился.

Закрытая в конце января сделка, которая привела к смене частных собственников в Новороссийском морском торговом порту, заставляет внимательно присмотреться к покупателям. Если о государственной «Транснефти» известно многое, то группа компаний «Сумма Капитал», появившись в публичном пространстве несколько лет назад, удивляет быстрым ростом и источником капитала. Многие ли российские бизнесмены могут выложить за второй крупнейший порт в Европе наличные деньги?
Интересы «Суммы Капитал» лежат в портовой перевалке и нефтяной логистике, газодобыче и цветмете, телекоме и строительстве. К представленному в качестве основного владельца Зиявудину Магомедову моментально приклеился ярлык «загадочный миллиардер». Хотя, по оценкам, состояние дагестанского предпринимателя в прошлом году составляло «лишь» $0,8 млрд. В этом году «Ф.» его оценивает уже в $3 млрд.

Триумвират интересов

Структура собственности «Суммы Капитал» точно не раскрывается. Есть версия, что председатель совета директоров инвестиционной группы (ИГ) «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов не единственный ее акционер, хотя формально он и значится основным владельцем, что и следует из некоторых доступных документов. «Вместе с Зиявудином Магомедовым группой управляет его старший брат Магомед, и какие-то позиции имеет израильский предприниматель Давид Каплан, – уверяет источник, знакомый с ситуацией. На Магомеде Магомедове – прежде сенаторе от Смоленской области, а теперь советнике председателя СФ Сергея Миронова – решение политических вопросов. Давид Каплан – бывший гражданин Литвы, его считают экс-владельцем крупного литовского банка Snoras. Он ведет до 70 проектов по всему миру в области строительства и нефтепереработки, которыми управляет по интернету и Skype, рассказывает источник. Израильтянин (правда, чаще бывающий в России) обеспечивает финансовую и международную поддержку. Впрочем, в самой «Сумме Капитал» подчеркивают, что Давид Каплан никогда не являлся акционером группы.

Корни богатства

Есть несколько предположений об истории происхождения первоначального капитала. Одна версия гласит, что до ухода в политику бизнесом занимался Магомед Магомедов (банковским), а затем передал управление семейным капиталом младшему брату Зиявудину.

Официальная версия: до 2006 года в порту Приморск работали два терминала по перевалке нефти. Оба находились и находятся в собственности «Спецморнефтепорта Приморск» (учредители «Балтнефтепровод» и «Верхневолжскнефтепровод» – структуры «Транснефти»). Компания «Суммы» – «Транс-флот» – ввела в эксплуатацию еще два причала (№ 3 и № 4) стоимостью $140 млн. Это позволило переваливать через Приморск 60 млн тонн нефти в год, что и было предусмотрено госпрограммой увеличения мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС). Строительство велось на кредиты, в том числе Сбербанка. Таким образом, из четырех нефтеналивных причалов в Приморске два принадлежат структурам «Транснефти», а еще два – «Транс-флоту». Реализовать такой проект, как пишут некоторые СМИ, Магомедовы смогли благодаря близкому знакомству с Семеном Вайнштоком.

В итоге заработанные в Приморске деньги были направлены на покупку разнообразных активов, которые ныне входят в ГК «Сумма Капитал». Впрочем, нефтеперевалка дает по-прежнему наибольший доход и считается приоритетным бизнесом группы.

Естественно, близкое сотрудничество с «Транснефтью» помогает получать неплохие контракты. Не обошлось и без ВСТО, где подряды получала «Стройновация». Причем и при Николае Токареве, сменившем на посту главы «Транснефти» Семена Вайнштока. В документе Счетной палаты о злоупотреблениях в госкомпании указано, что еще в 2008 году со «Стройновацией» был заключен контракт на возведение НПС № 8, которую все никак не мог достроить «Краснодарстройтрансгаз». Затем компании достался и лакомый подряд на 514 км трубопровода по цене 28,8 млн рублей/км, сдать который надо к 15 сентября 2012 года.

Главный приз в виде Новороссийского морского торгового порта (НМТП) «Сумма Капитал» получила совместно с «Транснефтью». Сделки такого уровня в любой стране, не только в России, не заключаются без патронажа, а то и прямого участия правительства. Что и подтвердил Владимир Путин, еще в октябре на форуме «ВТБ Капитала» рассуждавший о положительном эффекте от предстоящего появления государственной «Транснефти» в капитале НМТП.

В истории «Суммы Капитал» есть пример, когда группа изменила своим принципам. В 2007 году принадлежащая братьям Магомедовым «Славия» приобрела в собственность 75%+1 акция «Якутгазпрома» – единственного поставщика газа в центральную часть Якутии. Тогда была применена хитрая схема, которую, кажется, не распутали до сих пор. Во всяком случае, правовые разбирательства относительно акций «Якутгазпрома» еще идут. А Сергей Выборнов, уходя с поста главы «Алроса» летом 2009 года, заметил: когда алмазный гигант покупал «Саханефтегаз», «загадочным образом уплыл “Якутгазпром”».

Очевидно, что в приобретение актива «Сумма» вложила немало усилий. Но на таком локальном игроке висит слишком много социальных обязательств, и он не способен приносить большой доход. Владельцы группы и не собирались встраивать «Якутгазпром» в финансовые потоки, они хотели сразу компанию перепродать. Среди возможных покупателей в том числе значился и «Газпром». Однако снова произошел сбой, и «Якутгазпром» остался активом «Суммы». Пресс-служба сообщила: «Учитывая, что для “Суммы Капитал” социально ответственный бизнес является одним из приоритетов в стратегии развития, было принято решение такой актив, как ОАО “Якутгазпром”, не продавать и работать на повышение его капитализации».

В конце концов, возможно, что именно проекты, обремененные социальными обязательствами, легче всего конвертировать в аппаратный ресурс и сделать визитной карточкой бизнеса.

Жемчужина группы

Возможные финансовые потери, связанные с «Якутгазпромом» и другими относительными неудачами, легко будут компенсированы в дальнейшем при помощи крупнейшей за всю российскую историю с­д­елки с портовыми активами. «Альянс “Транснефти” и “Суммы Капитал”, приобретший 50,1 процента “частных” акций НМТП, который в свою очередь купил Приморский порт, фактически будет контролировать 70% российского нефтяного трафика в направлении Западной Европы, – отмечает Дмитрий Абзалов. – С учетом проводящейся модернизации КТК и БТС энергопоток еще увеличится».

Перевалка нефти через порт Приморска – самое доходное направление «Суммы Капитал». В м­арте 2006 года принадлежащий группе «Транс-флот» приобрел у правительства Ленинградской об­ласти 74% акций «Морского торгового порта Приморск» по номинальной цене всего 2 млн рублей. «Порт не приносил ничего, кроме убытков» – так мотивировали продажу представители в­ластей Л­енобласти. Спустя два года «Транс-флот» докупил 18,5% «МТП Приморск» – уже за 4,59 млн рублей. Ранее «Транс-флот» приобрел «Петротранс Приморск», который обладает правами долгосрочной аренды 104 га в районе порта. Позже в обойме «Суммы» появился и стивидор «Приморский торговый порт». Сейчас через терминалы переваливается до 75 млн тонн нефти в год, а с 2010 года начата отгрузка нефтепродуктов – 7 млн тонн.

В какой-то степени владельцы «Суммы Капитал» обязаны финансовыми результатами порта своему давнему партнеру – «Транснефти». Ведь Приморск – это конечная точка БТС, строительство которой велось в 1990-х годах за счет инвестиционной составляющей в тарифе на прокачку нефти по трубопроводной системе госкомпании.

Что произошло в Новороссийске?

Разу­меется, без одобрения правительства, представляющего интересы государства, в чьей собственности находятся 20% акций НМТП, такая покупка состояться не могла. А это значит, что согласие и содействие правительства стороны получили и под удивительную структуру сделки.

Сделка по приобретению НМТП, которая фактические обладает монопольным положением на рынке экспорта нефти по европейским направлениям, была непростой и осуществлена в два хода. Сначала НМТП приобрел 100% акций ООО «Приморский торговый порт» за $2,15 млрд. Затем альянс «Транснефти» и «Суммы Капитал» приобрел долю в офшорной Kadina Ltd, являющейся держателем 50,1% акций НМТП. Получается, что альянс вложил минимум своих средств. А бенефициары Kadina – Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и Аркадий Ротенберг – поделили $2,5 млрд.

«В итоге все ее участники вышли из сделки при деньгах, кроме самого объекта покупки, – указывает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – У Новороссийского порта остались долги на $1,95 млрд в виде кредита Сбербанка».

В сущности, государству выгодно развитие кредитования. Но такой ли ценой? Конечно, НМТП вполне потянет кредит и даже одновременную выплату дивидендов новым собственникам. Однако на развитие вряд ли останется достаточно средств. «В общем, ситуация некрасивая, но все законно, – рассуждает Алексей Безбородов. – Порт будет финансово устойчивым, если возобновит зерновой экспорт и если ничего не произойдет с нефтью. Кроме того, возрастут финансовые потоки НМТП за счет Приморска. Так что выручку по году можно ожидать под $1 млрд, следовательно, рентабельность по EBITDA окажется на уровне 30%. При таких доходах теоретически можно выплатить кредит за 7–8 лет».

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх