Новости энергетики 16+

Russian Petroleum

«Роснефть» заключила крупнейшую международную сделку в истории компании. Она договорилась с британской ВР об обмене, в результате которого получит 5% ее капитала, а сама ВР станет владельцем 9,5% акций «Роснефти». Стоимость каждого пакета составляет почти $8 млрд. Таким образом, ВР станет крупнейшим миноритарным акционером российской нефтекомпании, получив в общей сложности 10,79% ее акций, а «Роснефть» — вторым по размеру пакета акционером BP. Однако таким партнерством могут остаться недовольны российские акционеры ТНК-ВР, которые считают его противоречащим акционерному соглашению между ними и британскими совладельцами нефтекомпании, пишет «Коммерсантъ».

«Роснефть» и ВР создают глобальный стратегический альянс. Президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов и глава ВР Роберт Дадли поздно вечером в пятницу в Лондоне подписали ряд соглашений. Прежде всего компании договорились об обмене своими акциями: «Роснефть» передает ВР 9,5% своих акций и получает взамен 5% обыкновенных голосующих акций британской компании. Также компании договорились о создании СП для совместной работы на шельфе Арктики. «Роснефть» и ВР планируют начать разработку трех Восточно-Приновоземельских участков. Также будет создан Центр арктических технологий, который будет разрабатывать программу по безопасному освоению углеводородных ресурсов Арктики. Трансакция должна быть одобрена фондовыми биржами, ожидается, что она будет завершена в течение нескольких следующих недель, говорится в совместном сообщении «Роснефти» и ВР. В результате сделки BP станет крупнейшим миноритарным акционером «Роснефти», а российская компания — вторым после фонда BlackRock (5,9%) акционером BP.

Еще до официальной церемонии подписания в Москве состоялась встреча Роберта Дадли с премьер-министром Владимиром Путиным. Господин Путин заявил, что российское правительство поддерживает сделку «Роснефти» и ВР, и пообещал компаниям создать «самый благоприятный налоговый и административный режим при осуществлении проекта разработки арктического шельфа». «Ресурсы по нефти составляют 5 млрд тонн, по газу — 10 трлн кубометров. Это серьезные цифры, требующие подтверждения, но они вполне реалистичны, и я надеюсь, что эти ресурсы превратятся в запасы»,— сказал Владимир Путин.

«Роснефть» передаст ВР 9,5% своих акций. Из них 9,44% — это казначейские акции, оформленные на дочернюю структуру «РН-Развитие». Оставшиеся бумаги компания может докупить на рынке. ВР, в свою очередь, передаст «Роснефти» 5% своих акций за счет дополнительной эмиссии. Коэффициент обмена акций основан на средневзвешенных ценах акций двух компаний, определяемых на всех биржах, где торгуется существенное их количество за период 15 торговых дней, в течение которых были открыты биржи, говорится в пресс-релизе «Роснефти» и ВР. Обе компании берут на себя обязательство не продавать полученные акции в течение двух лет с момента совершения сделки, а по истечении двухлетнего периода продажа или иное их использование подлежит определенным ограничениям. В пятницу рыночная капитализация «Роснефти» составляла $82,08 млрд, а ВР — $149,11 млрд. ADR ВР на Нью-Йоркской фондовой бирже в пятницу подорожали на 3,5%. Таким образом, пакет каждой компании, который принял участие в сделке, стоит $7,8 млрд. Крупнее этой сделки было только приобретение ООО «Байкалфинансгрупп», подконтрольного «Роснефти», в 2004 году на аукционе за $9,3 млрд 76,79% «Юганскнефтегаза» — основного добывающего актива ЮКОСа.

«Роснефть» — одна из госкомпаний, которую планируется приватизировать. В частности, до 2015 года должны быть проданы 25% минус одна акция «Роснефти». Продажа будет проходить в два этапа: 15% акций предложат на рынке, а 10% минус одна акция планировалось использовать для обмена активами с инвесторами «при условии повышения капитализации компании».

Президент ВР Роберт Дадли сказал, что переговоры между компаниями начались осенью. По словам источника в «Роснефти», идея сделки с ВР появилась после прихода в сентябре нового президента Эдуарда Худайнатова, который сменил Сергея Богданчикова. Она была поддержана и председателем совета директоров Игорем Сечиным. Руководство компании заявляло, что компания ищет партнера для совместной работы на арктическом шельфе.

По словам собеседника в госкомпании, «Роснефть» получала предложения о партнерстве и от других иностранных инвесторов — американских Chevron (совместно разрабатывают Вал Щацкого, Chevron принадлежит в СП 33%) и ExxonMobile, но в итоге была выбрана именно ВР. В «Роснефти» отмечают, что выбор ВР не связан с удешевлением ее стоимости после аварии в Мексиканском заливе. В СП «Роснефти» будет принадлежать 67%, а ВР — 33%.

Лицензии на три Восточно-Приновоземельских участка в Карском море «Роснефть» без конкурса получила в конце ноября 2010 года, заплатив за них более 1,6 млрд руб. Ресурсы участков оцениваются примерно в 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трлн кубометров газа и 49 млн тонн конденсата. По оценкам Игоря Сечина, инвестиции на этапе геологоразведки составят $1,4-2 млрд.

С ВР «Роснефть» сотрудничает уже больше десяти лет. В 2006 году во время проведения «народного» IPO «Роснефти» ВР приобрела около 1,25% акций госкомпании. Таким образом, теперь доля британской компании в капитале «Роснефти» составит 10,79%. Первый совместный проект у компаний появился совсем недавно: в октябре «Роснефть» приобрела у венесуэльской PdVSa ее 50-процентную долю в Ruhr Oel GmbH, которой та владеет совместно с ВР. Причем, по некоторым данным, ВР отказалась от приоритетного права выкупа доли PdVSa за возможность совместной работы с «Роснефтью» на арктическом шельфе.

По словам источника, близкого к «Роснефти», ВР активизировала переговоры о партнерстве с российской компанией после того, как «попала под прессинг в США». «ВР потеряла свои проекты на Аляске (сейчас британская компания ведет переговоры о продаже своей доли в месторождении Prudhoe Bay), в США их теперь прессуют, а мы готовы предоставить все условия для работы»,— сказал собеседник. В России ВР присутствует через ТНК-ВР, которая принадлежит ей на паритетной основе с консорциумом российских акционеров ААR.

Однако сделка с «Роснефтью» может спровоцировать новый виток конфликта акционеров в ТНК-ВР. Главный управляющий директор консорциума AAR Стэн Половец вчера сообщил: в акционерном соглашении, заключенном в 2009 году, оговаривается, что AAR и ВР должны осуществлять все нефтегазовые проекты в России и на Украине через ТНК-ВР. «И только в случае, если совет директоров компании принял решение не участвовать в проекте, один из партнеров может заниматься им самостоятельно»,— сказал господин Половец. По его словам, AAR и ТНК-ВР были поставлены в известность о переговорах ВР с «Роснефтью». Это подтвердил и представитель ВР в России. По словам Стэна Половца, юристы AAR проверят сделку ВР на предмет соответствия акционерному соглашению. При этом собеседник не исключает, что для ее завершения понадобится одобрение российских акционеров. По его словам, также может быть рассмотрен вариант привлечения в проект ТНК-ВР. Однако источник, близкий к «Роснефти», сказал, что о возможности партнерства с российско-британской компанией речи не идет.

Партнерство с одной из крупнейших компаний мира, хотя и пострадавшей после аварии в Мексиканском заливе, существенно повлияет на развитие «Роснефти», полагает Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». По его мнению, у компании теперь есть все шансы, чтобы превратиться из национальной в международную. Опыт ВР крайне важен для разработки российских проектов, и, конечно, если бы не снижение капитализации ВР после аварии, «Роснефти» не удалось бы произвести такого выгодного обмена, полагает Алексей Кокин из «Уралсиба».

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх