ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Конечная точка ВСТО — порт Козьмино — может перейти в собственность Роснефти

«Роснефть» и «Транснефть» обсуждают схему передачи трубопроводной компании нефтепровода Ванкор — Пурпе. Один из вариантов предусматривает обмен трубы на терминал Козьмино в Приморье, территория которого станет площадкой для строительства «Роснефтью» нефтехимиче­ского производства. Переход ей в собственность одного из крупнейших портов на Дальнем Востоке может вызвать крайне негативную реакцию у других экспортеров нефти, пишет РБК daily.

«Транснефть» обсуждает с «Роснефтью» возможность передачи нефтяной компании спецпорта Козьмино в Находке (конечная точка ВСТО). Взамен трубопроводная компания получит трубопровод Вакор — Пурпе, принадлежащий «Роснефти», с небольшой доплатой, сообщил вчера глава «Транснефти» Николай Токарев. В настоящее время грузооборот порта составляет 15 млн т с возможностью увеличения до 50 млн т нефти.

По его словам, «Роснефть» заинтересована в получении терминала в качестве площадки для строительства Приморского НПЗ. Но это не окончательное решение, и в настоящий момент рассматривается еще несколько вариантов. Точнее можно будет говорить, когда будут завершены все юридические и технические процедуры, добавил он. Ожидается, что это произойдет в течение текущего года. В «Роснефти» от комментариев отказались.

«Роснефть» самостоятельно построила нефтепровод Ванкор — Пурпе (протяженность свыше 500 км), по которому нефть поступает с крупнейшего месторождения компании — Ванкорского — в систему «Транснефти». Его мощность 33 млн т с возможностью увеличения до 50—55 млн т нефти в год. Выкупить этот актив «Роснефть» уже давно предлагает трубопроводной монополии. Однако в «Транснефти» говорили, что для такого приобретения нет достаточных финансовых ресурсов. Стоимость Ванкор — Пурпе ранее оценивалась в 70 млрд руб. Осенью прошлого года гендиректор «Ванкорнефти» Александр Дашевский сообщал, что цена может достигнуть 120 млрд руб.

В то же время «Роснефть» давно планировала построить завод в Приморье. В конце декабря ее глава Эдуард Худайнатов рассказывал, что компания наконец определилась с видом производ­ства — к 2016—2017 году здесь будет построен нефтехимиче­ский комплекс стоимостью 10 млрд долл. и мощностью 10 млн т в год. Для реализации проекта будут привлечены иностранные партнеры. В настоящее время идут переговоры с корейскими и японскими компаниями.

У «Роснефти» уже есть портовые мощности. Так, часть нефти, добываемой на месторождениях Тимано-Печоры, поставляется на экспорт через принадлежащий компании перевалочный комплекс в Архангельске, а нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-1», экспортируется через порт Де-Кастри на Дальнем Востоке.

Эксперты не исключают, что в случае передачи «Роснефти» порта Козьмино в Находке может возникнуть конфликт интересов с другими компаниями, транспортирующими нефть по ВСТО. Тем не менее, по словам зам­руководителя аналитиче­ского управления ИГ «Алор-Инвест» Дмитрия Лютягина, «Роснефть» как единственный крупнейший поставщик нефти в данном направлении заинтересована получить этот актив.

С ним согласен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «Для «Роснефти» такая сделка выгодна. Госкомпания фактически контролирует Туапсинский порт на юге страны, теперь осталось укрепить позиции на Востоке. Опасения, что она будет иметь какие-либо преимущества перед другими экспортерами нефти в этом направлении, вполне оправданы», — говорит он.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх