ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Минск разменял бензин на нефть

Белоруссия согласилась на предложение России обменять обнуление экспортных пошлин на нефть на перечисление в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российского сырья. Как сообщили в Минфине РФ, Белоруссия согласна принять эти условия даже в том случае, если Россия резко повысит пошлины на вывоз нефтепродуктов. При нынешнем уровне пошлин на бензин и мазут в выигрыше оказывается Белоруссия, пишет «Коммерсантъ».

Белорусское правительство согласилось на предложение РФ перечислять в ее бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты в обмен на отмену пошлин на всю поставляемую в республику нефть. Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин пояснил, что договоренность достигнута на уровне правительств. По его словам, минфины двух стран совместно с таможенными службами уже работают над соглашением, регулирующим технические вопросы такого перечисления. По словам господина Трунина, белорусы без дополнительных переговоров согласны перечислять поступления от пошлин даже в случае, если они будут резко увеличены: «Они согласились перечислять любую пошлину на экспорт нефтепродуктов, которая будет установлена российским законодательством».

Сегодня в РФ экспортная пошлина на нефть выше, чем пошлины на выработанные из нее нефтепродукты. Подобная дифференциация была введена, чтобы стимулировать нефтепереработку — экспортировать нефтепродукты российским компаниям выгоднее, чем нефть. Однако при формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) сохранение пошлин на нефтепродукты на уровне 60% от нефтяных фактически означает дотации белорусским НПЗ из средств бюджета РФ. В качестве решения проблемы заместитель главы российского Минфина Сергей Шаталов предложил идею повышения пошлин на нефтепродукты до 85-90% от нефтяной. Такой уровень является фактически запретительным для российских НПЗ, поэтому Минфин обещает им субсидии за счет бюджета.

Нефтяные расчеты с Белоруссией регулируются январским Соглашением Сечина—Семашко, по которому из 22,5 млн т нефти, поставляемых в РБ, РФ беспошлинно пропускает 6,3 млн т, идущих на собственное потребление Белоруссии. С остального объема нефти платится 100% ставки российской экспортной пошлины на нефть, что уже не раз вызывало недовольство Минска, полагающего, что торговля внутри Таможенного союза должна быть беспошлинной.

Как говорят в Минфине, итоговая договоренность об «обмене» пошлинами достигнута в рамках принятия партнерами по Таможенному союзу следующих пяти положений, уже названных «принципами Шаталова»: во-первых, во взаимной торговле между странами союза нет пошлин; во-вторых, Белоруссия собирает пошлины на нефтепродукты из российской нефти и перечисляет их РФ; в-третьих, Белоруссия дополнительно не стимулирует свою нефтепереработку; в-четвертых, РФ оставляет за собой право увеличить пошлины на нефтепродукты до уровня пошлин на нефть; в-пятых, если это решение будет принято, РФ сохраняет за собой право субсидировать свою нефтепереработку.

В Минфине говорят об эквивалентности обмена. Однако при нынешних ставках российских пошлин на нефть ($290,6 за тонну) и нефтепродукты ($208 за тонну светлых и $112,2 — темных) новая схема позволит Минску экономить до $2 млрд в год — при равных объемах экспорта пошлины на нефтепродукты почти вдвое ниже, чем на нефть. В случае же повышения РФ пошлин на нефтепродукты до уровня нефтяных новая схема перестанет быть выгодной Минску — и поэтому Белоруссия продолжает переговоры о поставках на свои НПЗ нефти из Венесуэлы: экспортировать выработанные из нее нефтепродукты можно будет без уплаты пошлины в бюджет РФ. Предполагаемый объем поставок оценивается в 10 млн т в год. Примечательно, что в баланс нефтяного сырья по РФ на 2011-2013 годы уже заложен прогноз снижения поставок в РБ — как раз на эти 10 млн т.

Вопрос о том, как долго Москва готова терять на обмене пошлинами, остается открытым. По всей видимости решение о резком повышении пошлин на нефтепродукты будет приниматься на уровне премьер-министра. «Мы зарезервировали за собой право повысить пошлины, чтобы потом в ходе создания ЕЭП не было претензий,— пояснил вчера господин Трунин, отметив.— Мы не связаны 2011 годом никак, поскольку это наше право, и мы не обязаны им воспользоваться».

Отметим, что в случае принятия решения о повышении пошлин правительству придется принимать решение о том, каким именно образом могут быть реализованы меры прямой поддержки российских НПЗ. Пока у Минфина ответа на этот вопрос нет. «Если мы еще больше обложим весь свой экспорт нефтепродуктов и полученную разницу направим в виде субсидий отрасли, то возникает вопрос: как распределять эти субсидии? Кому отдавать: кто больше вывез или кому больше надо на модернизацию? Все эти варианты мы проходили в госплане под названием «Лимиты капвложений» — это сверхкоррупционное дело»,— полагает ведущий эксперт Минфина Александр Сакович.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх