ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Учет черной дыры

Одной из обязательных составляющих вступившего в силу в конце прошлого года федерального закона №261 «Об энергоэффективности» является введение системы учета по­требляемых ресурсов. Приборами учета воды, тепла, электроэнергии и газа уже с января 2011 года должны быть оснащены все производственные здания и сооружения. А с 2012 года эти требования будут распространены и на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах. Тем не менее до сих окончательно непонятно, кто и из каких источников будет оплачивать установку данных приборов. Для Петербурга цена вопроса только по учету тепловой энергии составляет около 2,5 млрд руб, пишет РБК daily.

Несмотря на очевидность высокой энергоемкости российской экономики, реальные шаги по ее снижению в стране, по сути, не предпринимались. До определенного момента низкие тарифы позволяли закрывать глаза на большие энергопотери как в сфере производства и транспортировки, так и в области по­требления энергоресурсов. Однако ежегодное повышение платы за газ, воду, свет, отопление в конце концов поставило под угрозу конкурентоспособность российской экономики, всегда имевшей преимущество перед зарубежными соседями за счет низких цен на энергетические ресурсы. На этом фоне усилились разговоры о необходимости повышения энергоэффективности экономики.

Конкретные движения в этом направлении инициировал президент РФ Дмитрий Медведев, подписав в июне 2008 года указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Цель этого документа — снижение к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Наиболее плачевное положение дел в стране сложилось в сфере ЖКХ. «Коммунальная инфраструктура — это черная дыра, где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы», — признал тогда российский президент.

Федеральные власти не ограничились указом и в прошлом году приняли ФЗ 261 «Об энергоэффективности», направленный на стимулирование бережливого отношения к ресурсам. Исполнение этого закона, по сути, начинается с установки приборов учета потребляемых ресурсов. Ведь, не выяснив сколько энергии тратится, невозможно понять ресурс экономии. «Установка приборов учета дает возможность фиксации конкретных величин передачи. Это позволяет наладить баланс и понимание конкретных объемов получаемой и передаваемой мощности, что в свою очередь дает возможность измерения объемов потерь», — отмечают в пресс-службе «Ленэнерго». Имея возможность посчитать по всем точкам присоединения объемы направляемой мощности, компания может посчитать разницу между получаемой мощностью и передаваемой. Эта разница и есть потери компании, снижения которых позволяют добиться специальные программы. Без этого баланса потерями управлять очень тяжело.

По словам председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Олега Тришкина, приборы учета должен устанавливать по­требитель, причем за свой счет. То есть для ресурсоснабжающей организации потребителем является управляющая компания (УК), которая в свою очередь является поставщиком коммунальных услуг для частных лиц. Таким образом, приборы учета в квартирах должны устанавливать граждане за свой счет, а УК — на вводе в многоквартирный дом. Однако не все так однозначно, как утверждает чиновник, поскольку если УК (как потребитель) не сделает этого в течение 2011 года, то это обязанность возлагается на ресурсоснабжающую организацию.

В итоге получается, что УК могут сознательно затягивать вопрос об установке приборов учета, чтобы расходы на их установку взяла на себя снабжающая организация. Однако поставщики ресурсов пока не совсем понимают, на какие средства им выполнять этот закон.

Законодательство в этой сфере несколько однобоко, считает главный инженер ОАО «ЛОЭСК» Николай Бурдуков. По его словам, оно предъявляет большие требования к энергетикам и практиче­ски никаких — к потребителям. В част­ности, это касается внедрения приборов общедомового учета. «Жилищные управляющие компании ссылаются на нехватку средств. А 261-й федеральный закон обязывает электросетевые компании оборудовать сети потребителя приборами учета, если потребитель не может сделать это сам. Потом в течение нескольких лет он должен компенсировать нам эти затраты. Но некоторые управляющие компании за это время могут просто исчезнуть с рынка», — объясняет ситуацию г-н Бурдуков.

По данным генерального директора ГУП «ТЭК СПб» Александра Исаева, сейчас лишь около 20% петербургских домов оснащены узлами учета теплоэнергии. При этом требуется установить около 10 тыс. счетчиков. «По деньгам это более 2,5 млрд руб. (минимальная цена прибора теплоэнергии — 250 тыс. руб.). Вопрос в том, где сейчас взять эти деньги? В Москве, к примеру, есть решение — через тариф. В Петербурге рассматривается вариант — необходимые деньги привлечь через кредит с возвратом через пять лет», — говорит он.

Однако генеральный директор энергосервисной компании «Энергоконтроль» Александр Борошнин обращает внимание на следующее обстоятельство: в законе прописано, что компенсация затрат на установку приборов учета (т.е. процентной ставки по кредиту, который привлечет организация) будет осуществляться на уровне ставки рефинансирования. Но при этом совсем не обязательно, что банк предоставит кредит на эти цели по этой ставке. Кто компенсирует разницу в ставках — неизвестно.

Еще одна проблема, о которой говорят практически все поставщики энергоресурсов, заключается в том, что происходит очень быстрая ротация УК. Например, если компания заключит энергосервисный договор с одной УК и вложит средства в приборы учета, то у нее возникает риск того, что при смене управляющей компании вновь избранная компания не перезаключит договор с энергосервисной компанией и не будет отвечать за действия предыдущей УК. Таким образом, нет гарантии возврата потраченных на приборы учета средств. По мнению г-на Борошнина, есть несколько вариантов решения проблемы. Это может быть и господдержка, то есть государство может выступить либо как заказчик, либо как гарант того, что та или иная УК оплатит эти работы. Может быть рассмотрен и иной вариант, например создания специального страхового фонда для УК (по принципу СРО). Кроме того, возможно ужесточение входных барьеров для создания УК, например повысить требования к размеру уставного капитала управляющих компаний. В любом случае «необходимо создать механизмы гарантий или возврата, вложенных в установку приборов учета средств», считает руководитель «Энергоконтроля».

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх