Актуально
В РФ создали геоинформационный сервис для мониторинга объектов ТЭКЗа 7 мес Китай увеличил добычу нефти на 1,3%, газа — на 6%В январе-июле Китай увеличил добычу угля на 3,8%Читаэнерго выявило 12 незаконных построек в охранных зонах ЛЭПРоссети Новосибирск направили 6 млн руб на повышение надежности электроснабжения Дзержинского районаПродление запрета экспорта бензина на сентябрь позволит стабилизировать рынок
Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали регуляторы для управления синхронными двигателями, которые позволяют сократить потери электроэнергии и продлить срок службы деталей за счет более эффективной настройки режима их работы. Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Синхронные двигатели применяются в машиностроении, энергетике, строительстве и металлургии. Регуляторы, управляющие такими параметрами, как скорость их работы, не всегда эффективны, что приводит к росту энергозатрат и интенсивности износа деталей. Авторы предложили новую модификацию регуляторов, основанную на нечеткой логике — методе, учитывающем более широкий спектр условий работы таких двигателей и взаимосвязей этих параметров.
«Разработанный учеными ПНИПУ подход представляет собой альтернативу стандартному способу управления синхронными двигателями с постоянными магнитами без датчика положения ротора. Он может применяться в двигателях беспилотников, электросамокатов, велосипедов, топливных и масляных насосов. Это позволит добиться более простого, точного и качественного управления их работой, повысить их эффективность, сократить потери электроэнергии, избежать ускоренного износа деталей», — уточнили в ПНИПУ.
Регулятор представляет собой устройство с обратной связью для управления скоростью, температурой, давлением и другими показателями. Сложные системы, к которым относятся двигатели, требуют учета большего количества факторов, в том числе скачков нагрузки, качества смазки или износа деталей. Ученые предложили в качестве новой версии регулятора, решающей эти задачи, комплекс из фаззификатора, блока правил и дефаззификатора. Первый компонент позволяет преобразовать значения скорости ротора в нечеткую величину — очень высокую, высокую и другие. Блок правил содержит инструкции, предусмотренные для этих значений, а дефаззификатор преобразует нечеткие команды («увеличить сильно») в точные величины.
«Инструкции для нечеткого регулятора основаны на знаниях опытных специалистов. При этом возможно сформировать любое количество инструкций и условий в них, что делает процесс управления гораздо более эффективным. <…> Результаты показали, что использование нечеткого регулятора улучшает основные показатели качества управления. <…> Перерегулирование (превышение необходимого уровня управляющего воздействия) в идеальных условиях сокращается с 5% до 1%, а в условиях изменяющихся параметров двигателя — с 10% до 2%», — уточнили в пресс-службе университета.
Разработка проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Результаты опубликованы в журнале «Электротехника». Авторы намерены внедрить новый подход в 2024 году.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм Канал
В РФ создали геоинформационный сервис для мониторинга объектов ТЭК
Система ориентирована на применение в нефтегазовой отрасли, энергетике, строительстве, лесном…
За 7 мес Китай увеличил добычу нефти на 1,3%, газа — на 6%
До 126,6 млн т и 152,5 млрд куб м соответственно.
В январе-июле Китай увеличил добычу угля на 3,8%
До 2,78 млрд тонн.
Читаэнерго выявило 12 незаконных построек в охранных зонах ЛЭП
Для ВЛ-10 кВ охранная зона составляет 10 м, ВЛ-5 кВ…
Россети Новосибирск направили 6 млн руб на повышение надежности электроснабжения Дзержинского района
Энергетики заменили 1,4 км КЛ-10 кВ на улицах Есенина и…
Продление запрета экспорта бензина на сентябрь позволит стабилизировать рынок
Заявили эксперты, комментируя решение правительства.