Свежее
Турция рассчитывает на запуск ЭБ-1 АЭС Аккую в течение года5 сел в Амурской области остались без света из-за разлива рекиКитайская CSSC получила заказ на строительство 18 СПГ-танкеров от QatarEnergyГазпром подает газ для Европы через Украину в объеме 41,9 млн куб м через «Суджу»Ученые исследовали взаимодействие спиртов с маслом для улучшения биодизельного топливаПравительство РФ на 4 мес отменило экспортные пошлины на уголь
РФ предлагают развивать углехимию
- 15 ноября, 2021
- 06:59
России стоит задуматься о развитии углехимии и переходить с экспорта угля на поставки за рубеж более дорогой продукции его переработки, считают эксперты Argus. Основным аргументом для такого перехода является прогноз устойчивого снижения спроса на уголь в Европе и странах Северо-Восточной Азии (Китай, Южная Корея и Япония), на которые приходится 75% российского экспорта угля. Это связано прежде всего с ужесточением экологических требований. Такая динамика станет большим вызовом для российских угольщиков, которые с 2010 года нарастили добычу на 35%, до ожидаемых в этом году 435–440 млн тонн, а экспорт — практически вдвое, пишет «Коммерсантъ».
Переориентация с экспорта энергетического угля в пользу угольной химии возможна в силу того, что спрос на базовые полимеры, как ожидается, будет расти в ближайшие годы опережающими темпами. Так, Argus ожидает среднегодовой рост мирового спроса на окись пропилена на 5,5% до 2030 года, сам полипропилен — на 4,7%, в то время как потребление угля, исходя из разных сценариев, будет падать на 0,2–3,5% в год. Кроме того, сейчас при экспорте угля значительную часть доходности «съедают» транспортные издержки, которые выше, чем у других крупнейших экспортеров — Австралии и Индонезии. Так, при стоимости угля в сентябре на юге Китая $181 за тонну нетбэк производителей в Кузбассе составляет $110 за тонну, а на транспортные расходы при этом приходится 64% этой суммы.
В то же время аналогичные показатели для полиэтилена низкого давления составляют $1,1 тыс. и $811 за тонну, а доля транспортных расходов в нетбэке — только 36%. Сейчас, напоминают в Argus, РЖД субсидирует экспортные перевозки угля в направлении морских портов, но этого не потребуется для полимерной продукции, вывоз которой может быть выгодным для монополии.
Китай, крупнейший в мире потребитель угля, за последние десять лет нарастил мощности угольной химии на 36,5%, до 38 млн тонн, и имеет планы роста до 71 млн тонн к 2030 году. В 2020 году из угля была произведена треть выпущенного в КНР метанола (более 21 млн тонн в год), а также как минимум 11% этилена (3,1 млн тонн) и 13% пропилена (4,8 млн тонн). Также активно расширять переработку угля — до 100 млн тонн сырья в год — собирается к 2030 году Индия. При этом, отмечают в Argus, используемые в углехимии технологии подтвердили свою промышленную эффективность, а экономическая эффективность может быть сопоставима с традиционной нефтехимией при определенных предпосылках.
Так, главным вызовом при строительстве остаются высокие капзатраты. CAPEX строительства углехимического производства мощностью 400 тыс. тонн полиэтилена низкого давления — $4,7 млрд, что в 2,7 раза выше, чем у традиционного завода на нафте. Зато впоследствии углехимический завод перерабатывает значительно более дешевое сырье — 2,6 млн тонн угля стоимостью $50 за тонну против 1,1 млн тонн нафты по $700 за тонну. Тем не менее, по расчетам Argus, даже при таких параметрах традиционная нефтехимия остается несколько выгоднее — внутренняя норма доходности (IRR) такого проекта составит 10% против 7% у углехимии.
В СУЭК, крупнейшем в РФ производителе энергетического угля, сообщили, что в состав компании входит исследовательский институт СибНИИуглеобогащение, который ведет проекты в области углехимии и «достиг неплохих результатов в этой сфере». Например, среди его разработок — мелочь коксовая (применяется в качестве сорбента в нефтепереработке и химической промышленности) и коксовый брикет (используется в производстве технического кремния, алюминия и ферросплавов). «В прошлом году за счет глубокой переработки угля мы запустили в производство бездымные топливные брикеты для экологического отопления частного сектора. Соответствующий пилотный проект был реализован в Красноярске»,— отмечают в компании. В СУЭК уверены, что компания всегда сможет усилить это направление переработки, но нужно «просчитывать результативность и экономическую отдачу». В других угольных компаниях не предоставили комментарий.
Нина Адамова из ЦЭП Газпромбанка считает, что помимо высокой капиталоемкости углехимические проекты в России страдают от конкуренции с газохимией в условиях, когда цены на газ внутри страны регулируются. По ее мнению, такие проекты, учитывая насыщение внутреннего рынка, могут быть только экспортными и им потребуется масштабное субсидирование как минимум на первых этапах.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Турция рассчитывает на запуск ЭБ-1 АЭС Аккую в течение года
Работы на первом реакторе завершены почти на 95%.
5 сел в Амурской области остались без света из-за разлива реки
Разлив р. Большая Пёра привел к подтоплению ЛЭП и отключению…
Китайская CSSC получила заказ на строительство 18 СПГ-танкеров от QatarEnergy
Вместимость каждого из них составит 271 тыс куб м.
Газпром подает газ для Европы через Украину в объеме 41,9 млн куб м через «Суджу»
В воскресенье, 28 апреля, объем прокачки составил 42,2 млн куб…
Ученые исследовали взаимодействие спиртов с маслом для улучшения биодизельного топлива
Ученые выяснили, что при взаимодействии пропанола, бутанола и пентанола с…
Правительство РФ на 4 мес отменило экспортные пошлины на уголь
С 1 мая по 31 августа 2024 г.