Свежее
На одном из участков месторождения «Южный Парс» в Иране приостановлена добыча газаРосатом выбрали лидером консорциума по строительству АЭС в КазахстанеСША отказываются поддержать предложение G7 снизить потолок цен на нефть из РФЦена газа на бирже в Европе подскочила на 4,5% на фоне ударов Израиля по ИрануЦена нефти марки Brent на бирже ICE превысила $78Цена нефти Brent на ICE превышала $68 впервые с 23 апреля
Участники совещания у губернатора Кузбасса Сергея Цивилева 22 апреля подытожили свои требования к транспортной отрасли: на период падения цен на уголь в Европе они просят операторов и стивидоров снизить стоимость их услуг, а ОАО РЖД — ввести скидку на перевозку угля на порты Северо-Запада из Кузбасса, Хакасии и Красноярского края. Также речь идет об увеличении в полтора раза биржевых торгов дизтопливом, рост цены на которое, в частности, привел к снижению доходов ОАО РЖД более чем на 20 млрд руб., пишет «Коммерсантъ».
Издание ознакомилось с появившимся только сейчас протоколом совещания у губернатора Кузбасса Сергея Цивилева 22 апреля о ситуации на угольном рынке. Тогда участники рынка потребовали от ОАО РЖД скидки в 12,8% к тарифу на перевозки угля в направлении экспортных портов Северо-Запада в свете того, что конъюнктура на европейских рынках угля заметно ухудшилась, а разница между европейскими и азиатскими ценами установилась на уровне $20 за тонну.
В протоколе отмечается, что, хотя добыча угля в 2018 году выросла на 7%, а доля РФ на мировом рынке — до 15% (с 10% в 2011 году), последние месяцы 2018-го и первый квартал 2019 года «характеризуются устойчивой тенденцией снижения мировых цен на энергетический уголь». На 3 апреля цена угля в Европе упала с 1 октября 2018 года на 44% — с $100,75 до $56,74. Мировые индексы на базисе FOB Восточный снизились к средней цене 2018 года на 33% — с $109 до $70. Ситуация усугубляется ростом транспортных затрат, которые, по словам авторов документа, составляют более 50% в цене угля, а для большинства марок, отгружаемых из Кузбасса на Запад, в апреле достигли 70%.
Хотя в протоколе не зафиксирована большая часть счетных величин, в том числе и размер требуемой скидки, список рекомендаций от угольного сектора (они будут разосланы в администрацию президента, аппарат правительства, профильные ведомства и ОАО РЖД) весьма широк. Так, на период низких цен угольщики просят операторов снизить ставку предоставления вагонов, стивидоров — тарифы на перевалку, а ОАО РЖД — вернуться к утвержденной государством тарифной формуле «инфляция минус 0,1%», что фактически означает отмену экспортной надбавки в 8% и повышения тарифа на порожний пробег на 6%. Угольщики по-прежнему просят ОАО РЖД предоставить скидку при поставке на порты Северо-Запада угля из Кузбасса, Хакасии и Красноярского края. Также среди предложений — увеличение нормативов биржевых продаж дизтоплива с сегодняшних 5% до 7,5%. В протоколе говорится о росте цен на дизтопливо на 53–65% к уровню 2016 года. ОАО РЖД же отмечало удорожание дизтоплива на 24% и затрат на него на 23,4 млрд руб. как одну из причин падения чистой прибыли вчетверо в 2018 году.
У участников транспортной цепочки предложение о скидках по-прежнему не вызывает энтузиазма. Источник среди операторов говорит, что скидки и так являются элементом их коммерческой политики, к тому же значительные объемы угля поставляются по долгосрочным договорам, не подверженным росту ставки. Источник среди стивидоров отметил, что порты Северо-Запада уже давно стараются работать не по фиксированной ставке, а по плавающей, учитывающей колебания цены на уголь. Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов не стал комментировать принятые решения, так как их реализация «является частью коммерческой политики конкретных предприятий и очень индивидуальна», но выразил уверенность, что компромисс в каждом конкретном случае будет найден, поскольку в росте добычи, перевозки и перевалки угла заинтересованы все стороны.
Угольщиков можно понять в их стремлении поднять тревогу до того, как ситуация стала критической, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он отмечает, что и ОАО РЖД в условиях постоянно растущего грузооборота и перевозок, и многие операторы в условиях постоянно растущей доходности уделяют меньше внимания эффективности и качеству сервиса. Так, напоминает господин Бурмистров, Счетная палата указывала, что ОАО РЖД не вводит уже построенные на БАМе объекты, а оборот вагона замедлился, что грузоотправителей не устраивает. И если при ценах на уголь выше $100 за тонну маржинальность позволяла не обращать внимание на эти факторы, то на фоне убытков при поставке угля на экспорт через порты Балтийского бассейна неудовлетворенность услугами, цена на которые очень высока, а качество не соответствует ожиданиям, вполне обоснованна. Однако, отмечает эксперт, в среднем в 2019 году цены на уголь, скорее всего, будут более адекватны, чем в первом полугодии.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На одном из участков месторождения «Южный Парс» в Иране приостановлена добыча газа
Ранее в субботу израильский беспилотник атаковал один из инфраструктурных объектов,…
Росатом выбрали лидером консорциума по строительству АЭС в Казахстане
В шорт-листе потенциальных вендоров станции 2-е место заняло предложение китайской…
США отказываются поддержать предложение G7 снизить потолок цен на нефть из РФ
Ранее Еврокомиссия предложила снизить потолок цен на нефть для РФ…
Цена газа на бирже в Европе подскочила на 4,5% на фоне ударов Израиля по Ирану
Стоимость июльского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах выросла до…
Цена нефти марки Brent на бирже ICE превысила $78
По данным на 05:30 мск, цена Brent росла на 11,6%,…
Цена нефти Brent на ICE превышала $68 впервые с 23 апреля
По данным биржи на 15:49 мск, цена Brent росла на…