Свежее
Эмиратская OCN International DMCC вышла из акционерного капитала РусснефтиНа стройплощадке ЭБ-3 ЛАЭС-2 стартовала укрупнительная сборка элементов ВЗО здания реактораГосДума приняла закон о госрегулировании деятельности по техобслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудованияАкции «Распадской» на Мосбирже росли более чем на 5,7%В I полугодии количество технологических нарушений в ЕНЭС сократилось на 9%За 6 мес Россети Юг присоединили 254 МВт новой потребительской мощности
После паузы в несколько лет Пекин возобновил заказы новых АЭС у «Росатома». Российская госкорпорация поставит КНР оборудование еще для двух блоков на Тяньваньской АЭС, а также получила контракт на два блока на новой площадке в Сюйдапу. Во втором случае «Росатому» фактически достается проект, первоначально предназначавшийся для американской Westinghouse. Новые поставки китайцам, оцениваемые не менее чем в $5 млрд, выгодно отличаются от большинства зарубежных заказов «Росатома», поскольку не требуют поиска заемных средств, пишет «Коммерсантъ».
8 июня «Росатом» объявил о крупном пакете соглашений с Китаем, включающем строительство четырех атомных энергоблоков по российской технологии и ряд дополнительных проектов. В частности, госкорпорация наконец договорилась о достройке Тяньваньской АЭС (рамочный контракт на седьмой и восьмой блоки суммарной мощностью около 2,4 ГВт) и сооружении двух аналогичных блоков на площадке Сюйдапу в провинции Ляонин на северо-востоке КНР. Кроме того, в пакет входит поставка комплектующих и топлива для китайского проекта реактора на быстрых нейтронах CFR600 и элементов для радиоизотопных энергоисточников РИТЭГ для лунной программы Китая.
КНР с 1990-х годов является крупнейшим, по крайней мере по объемам, зарубежным заказчиком российской атомной отрасли. Так, контракт на постройку первых двух блоков на Тяньваньской АЭС, хотя и признается сейчас «планово-убыточным», наряду с иранским заказом на достройку АЭС «Бушер» сыграл важную роль в сохранении в РФ атомных технологий. Позже Пекин заказал у РФ еще два блока на Тяньване, а также завод по обогащению урана. В 2010-х годах в «Росатоме» ожидали, что китайские заказы продолжатся, сообщалось о переговорах по технологиям реакторов на быстрых нейтронах, о возможном строительстве на севере КНР новой атомной станции, о закупках плавучих АЭС. Но, несмотря на активизацию сотрудничества между Москвой и Пекином с 2014 года, после введения западных санкций, новые контракты откладывались.
Глава «Росатома» Алексей Лихачев, комментируя в Китае новый пакет соглашений, отдельно отметил, что «все финансирование данных проектов осуществляет китайская сторона самостоятельно», добавив, что по заключенным контрактам только на первом этапе поставки оборудования составят $5 млрд. Контракты на строительство АЭС заключены по стандартной схеме сотрудничества китайцев с госкорпорацией.
По этой схеме значительную часть работ по сооружению станций заказчик берет на себя, у русских покупается оборудование «ядерного острова», турбинное оборудование, ряд услуг по инжинирингу и тому подобное. Это приводит к тому, что выручка «Росатома» по китайским соглашениям ниже, чем в других зарубежных проектах, но плюсы заказов КНР сейчас в оплате «живыми деньгами» — без госкредитов РФ или других схем внешнего финансирования. Как говорит источник в отрасли, поставка оборудования — одна из наиболее высокомаржинальных частей заказа на сооружение АЭС.
Любопытно, что на второй площадке, Сюйдапу, китайцы фактически столкнут «Росатом» с одним из ключевых его конкурентов — американской Westinghouse. Изначально эта АЭС из восьми блоков должна была строиться компанией из США. В сообщении «Росатома» говорится, что соглашение по Сюйдапу не исключает и сооружение госкорпорацией дополнительных блоков на площадке. Но до сих пор опыта сосуществования в рамках одной АЭС энергоблоков российского и американского дизайна не было.
Глава независимого портала AtomInfo.ru Александр Уваров счел новый выход «Росатома» на китайский рынок «большим достижением». В последние годы местный рынок был закрыт для внешних игроков из-за высокой внутренней конкуренции: у Пекина есть свои отработанные ядерные технологии, например Hualong One и CAP1000, говорит эксперт. Контракты по быстрым реакторам он называет «прорывными», поскольку эта технология до сих пор не экспортировалась. «Если поставки технологии в Китай окажутся успешными, то интерес к ним может появиться и у европейских стран»,— считает господин Уваров.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Эмиратская OCN International DMCC вышла из акционерного капитала Русснефти
Доля OCN International DMCC в уставном капитале составляла 12,25%.
На стройплощадке ЭБ-3 ЛАЭС-2 стартовала укрупнительная сборка элементов ВЗО здания реактора
Двойная защитная оболочка здания реактора – отличительная особенность российского проекта…
ГосДума приняла закон о госрегулировании деятельности по техобслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Законопроект вступит в силу с 01.03.2026 г.
Акции «Распадской» на Мосбирже росли более чем на 5,7%
Такая динамика отмечена на фоне приостановки арбитражным судом корпоративных прав…
В I полугодии количество технологических нарушений в ЕНЭС сократилось на 9%
Лучшая динамика зафиксирована в магистральных электрических сетях Востока, где удельная…
За 6 мес Россети Юг присоединили 254 МВт новой потребительской мощности
Компания исполнила более 6,4 тыс договоров на техприсоединение и увеличение…