Свежее
Ростовская АЭС работает штатно после отражения атаки БПЛА на ВолгодонскПод Красноярском запустили 2-й пусковой комплекс центра по переработке ОЯТБензин подешевел на бирже на фоне данных о возможном запрете экспортаМинэнерго разработает комплексный план-график строительства генерации на Юге РФЗа 6 мес в Тюменской области пресечены хищения электроэнергии на 10 млн рубВ I полугодии Русснефть получила 2,4 млрд руб убытка по РСБУ
В давней проблеме резкого роста уровня серы в системе «Транснефти» наметился новый поворот. ФАС выступила с идеей создать банк нефти, чтобы компании, добывающие сернистую нефть, платили остальным за снижение качества сырья. Но на рынке такую схему считают нереализуемой, а более жизнеспособным вариантом видят выделение высокосернистой нефти в отдельный поток на Усть-Лугу, пишет «Коммерсантъ».
Как стало известно, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященном тарифам «Транснефти», замглавы ФАС Анатолий Голомолзин выступил с предложением создать банк нефти. Это помогло бы монетизировать разницу по содержанию серы в нефти, сдаваемой в систему монополии. Постоянно растущая добыча нефти с высокой серой (по оценкам «Транснефти», по 3–3,5 млн т в год) снижает качество сырья, идущего на экспорт, и давно вызывает споры между компаниями-производителями. Так, сейчас при допустимом уровне серы в марке Urals в 1,8% ее содержание в нефти «Татнефти» и «Башнефти» превышает 2–2,3%.
По предложению ФАС, компании, сдающие сернистую нефть, должны будут «реальными деньгами» компенсировать производителям низкосернистой нефти разницу между ценой своего сырья и Urals. Для реализации идеи ФАС придется просить данные от компаний и отслеживать движение и качество нефти на всем пути по трубе, что почти невозможно: если хоть одна компания откажется предоставлять данные, вся система не будет работать. Пока, говорит источник, знакомый с идеей ведомства, она на начальном уровне разработки, и у нее мало шансов на реализацию. В ФАС на запрос не ответили.
Свой виртуальный банк нефти уже несколько лет функционирует у «Транснефти». Как пояснил советник президента компании Игорь Демин, это программный комплекс, который учитывает сдаваемую нефть по плотности и сере. «Но это внутренний продукт, с которым мы можем знакомить только наших клиентов»,— поясняет он. По словам господина Демина, сама «Транснефть» не может контролировать уровень поступающей высокосернистой нефти, так как не имеет права отказать кому-то в доступе к трубе: «У нас громадное количество точек входа в систему и большое количество точек выхода. И из каждой из них нефтекомпания может потребовать тот объем, который она сдала».
Наиболее реальным путем решения проблемы может стать отдельная труба для высокосернистой нефти в порт Усть-Луга. Вариант обсуждается уже несколько лет, но теперь процесс активизировался, говорят источники, знакомые с итогами совещания у замглавы Минэнерго Кирилла Молодцова с нефтекомпаниями на прошлой неделе. Речь идет об использовании уже имеющейся инфраструктуры с точечными доработками (строительство лупингов и компрессорных станций). Как уверяет собеседник, Минэнерго и крупнейшие игроки поддержали идею, против традиционно выступили производители Татарстана и Башкирии. В 2015 году «Транснефть» оценивала затраты на отдельную трубу с содержанием серы в 2,2% в 2,5 млрд руб. при прокачке до 23 млн т в год.
По словам источника, близкого к Минэнерго, сейчас прорабатывается еще два варианта. Во-первых, это строительство или модернизация НПЗ, которые были бы изначально рассчитаны на высокосернистую нефть. Такой завод — ТАНЭКО с возможностью переработки нефти с серой в 3,5% — уже построил в Татарстане ТАИФ. Но сейчас ТАНЕКО потребляет нефть с серой не выше 1,85%, что почти соответствует качеству Urals. К тому же нет конкретики, кто, на какой объем и в какие сроки должен строить подобные НПЗ. Другим вариантом является компаундирование нефти (технология управляемого смешения), но для этого нужна соответствующая инфраструктура. «Сейчас получается с точностью до наоборот — 12 млн т легкой западносибирской нефти повернули на восток, где проблемы с серой и так нет»,— говорит один из источников.
По данным издания, именно переброска «Роснефтью» ее сибирской нефти в Китай и растущая сера на западном направлении стали причиной активизации обсуждения. В Минэнерго сообщили, что «была проведена оценка вариантов обеспечения сохранения качества нефти, поставляемой на российские НПЗ, среди которых вариант выделения высокосернистого потока в направлении порта Усть-Луга», при этом окончательное решение не принято. В «Роснефти» не стали комментировать ситуацию. С группой ТАИФ связаться не удалось. Самый простой вариант — построить отдельную трубу для высокосернистой нефти, считает советник ассоциации РИСКОМ Елена Кадочникова: такая нефть плохо сказывается на состоянии металла, и даже если использовать существующую инфраструктуру, ее нужно будет особым образом дорабатывать.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Ростовская АЭС работает штатно после отражения атаки БПЛА на Волгодонск
Все 4 энергоблока в сети на мощности в соответствии с…
Под Красноярском запустили 2-й пусковой комплекс центра по переработке ОЯТ
После выхода 2-й очереди ОДЦ на проектную мощность завод сможет…
Бензин подешевел на бирже на фоне данных о возможном запрете экспорта
Стоимость бензина марок «Регуляр-92» и «Премиум-95» на бирже по итогам…
Минэнерго разработает комплексный план-график строительства генерации на Юге РФ
Потребность Юга России в газе новой генерации составит порядка 4…
За 6 мес в Тюменской области пресечены хищения электроэнергии на 10 млн руб
Выявлено 49 фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии на 2,7…
В I полугодии Русснефть получила 2,4 млрд руб убытка по РСБУ
Против прибыли в 18,3 млрд руб годом ранее.