Новости энергетики 16+

Тарифы Транснефти высоко не взлетели

Правительство не готово удовлетворить запросы «Транснефти» по установлению высоких инвестиционных тарифов на прокачку нефти по новым трубопроводам Заполярье—Пурпе и Куюмба—Тайшет, пишет «Коммерсантъ». Как выяснило издание, на заседании правкомиссии по ТЭК «Транснефти», по сути, пришлось принять позицию ФАС и согласиться на низкие ставки как для новых труб, так и в целом по сети монополии. В противном случае «Транснефть» могла войти в 2017 год вообще без какого-либо тарифа. Позицию монополии не усиливало и то, что даже низкие тарифы сейчас не помешают ей исполнить инвестпрограмму, но через пять лет, после накопления убытков, резкий рост ставок будет неизбежен.

«Транснефти» не удалось отстоять на правительственной комиссии по ТЭК свою позицию по тарифам новых нефтепроводов Заполярье—Пурпе и Куюмба—Тайшет. Для трубы Заполярье—Пурпе ей пришлось принять позицию ФАС, предлагавшей ставку в 399 руб. за тонну вместо предложенных монополией 1034 руб., по трубе Куюмба—Тайшет тариф пока не рассчитан, но, полагает источник, он также будет меньше. Правкомиссия в пятницу поддержала и общие предложения ФАС о повышении тарифов на услуги «Транснефти» в 2017 году на 0,9 от уровня прогнозной инфляции в 4%. 20 декабря индексацию на 3,6% может утвердить правление ФАС, пояснил начальник профильного управления службы Дмитрий Махонин. Как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, «этого повышения достаточно» для реализации запланированной инвестпрограммы монополии: «На правкомиссии «Транснефть» подтвердила, что их устраивает».

Но сама монополия вместе с нефтяниками выступала за включение новых трубопроводов в общий тариф и его индексацию на 6,5%. Спор шел с лета, но позиции сторон оставались далеки друг от друга и, как пояснили в «Транснефти», можно было еще полгода обсуждать цену транспортировки. «Чтобы вести с нового года прокачку хоть с каким-нибудь тарифом, мы были вынуждены согласиться с предложением ФАС. Нам нужно реализовывать инвестпрограмму, так что лучше иметь хоть какую-то индексацию»,— пояснил советник главы «Транснефти» Игорь Демин.

Прокачка по трубе Заполярье—Пурпе началась в декабре, но по тарифу, предложенному «Транснефтью», 1034 руб. за тонну. До конца года будет прокачано около 900 тыс. тонн с Пякяхинского месторождения ЛУКОЙЛа и Мессояхского месторождения СП «Роснефти» и «Газпром нефти». Ключевой причиной тарифного конфликта является то, что нефтяники сейчас сдают в трубу меньше нефти, чем предполагалось на стадии строительства трубы. Сначала «Транснефть» рассчитала безубыточный тариф для нефтепровода на 2017 год в 692 руб. за тонну, но отозвала заявку в ФАС и повысила ставку. Источник отмечает, что нефтекомпании, заинтересованные в низком тарифе, и Аркадий Дворкович встали на сторону ФАС, и «у «Транснефти» не было шансов не согласиться». ФАС, как поясняли источники, рассчитала «компромиссный» тариф с учетом дополнительной выручки «Транснефти» из-за роста загрузки нефтепровода ВСТО после запуска трубы Заполярье—Пурпе.

По тарифу для нефтепровода Куюмба—Тайшет «Транснефти», видимо, также придется принять позицию ФАС, которая явно будет меньше расчетов компании, полагает источник. Сейчас монополия настаивает на ставке в 835,2 руб. за тонну (до этого она подавала в ФАС заявку на 513 руб.). В 2017 году, говорит господин Демин, утверждение более низкого тарифа «не вызовет катастрофы», инвестпрограмму удастся выполнить. «Но убытки будут копиться, и лет через пять правительство получит проблему, которую придется решать резким повышением стоимости прокачки»,— отметил он.

Андрей Полищук из Райффайзенбанка отмечает, что низкие тарифы можно пытаться компенсировать оптимизацией издержек, у «Транснефти» есть для этого ресурс, например, в сокращении расходов на трубы для ремонтов. Но если «Транснефти» срочно потребуются деньги на строительство, замечает аналитик, то тариф повысят политическим решением или за счет участия нефтекомпаний в финансировании.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх