Отказ Москвы от таможенных льгот для украинских товаров задел российскую атомную отрасль: после отмены зоны свободной торговли (ЗСТ) с Украиной импортные пошлины в 9-13% привели к росту цен на продукцию подконтрольной «Росатому» краматорской «Энергомашспецстали». В итоге госкорпорация предложила сохранить режим ЗСТ для своего завода. Проблема пока выглядит локальной: игроки в других отраслях, скорее, стараются вообще закрыть рынок РФ от украинского импорта, пишет «Коммерсантъ».
Закрытие с 2016 года режима зоны свободной торговли с Украиной, инициированное РФ в ответ на заключение Киевом ассоциации с ЕС, ударило по контрактам «Росатома». Госкорпорация вынуждена была разработать проект указа президента РФ о частичном восстановлении ЗСТ — по трем позициям ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Из текста проекта и пояснительной записки на сайте regulation.gov.ru следует, что речь идет о «продукции, необходимой для изготовления оборудования» для АЭС (парогенераторов, реакторов и т. д.), но какие компании являются поставщиками, не поясняется. Источники в атомной отрасли говорят, что отмена ЗСТ привела к удорожанию закупок в контуре самого «Росатома»: она ликвидировала таможенные льготы РФ на изделия из спецсталей, изготавливаемых на подконтрольном госкорпорации краматорском ПАО «Энергомашспецсталь» (ЭМСС; расположено в Донецкой области на подконтрольной Киеву территории). В «Росатоме» и «Атомэнергомаше» (машиностроительный холдинг госкорпорации) от дополнительных пояснений отказались.
«Росатом» приобрел ЭМСС в 2010 году, необходимость в активе объяснялась тем, что это одно из двух предприятий на постсоветском пространстве с технологиями производства крупных заготовок из спецсталей (наряду с петербургской «ОМЗ-Спецсталь»). Завод в Краматорске работает также на внешних заказчиков, например, делает валки больших прокатных станов (по данным издания, доля неатомных заказов сопоставима с поставками «Росатому»). По итогам 2015 года чистый убыток ЭМСС вырос на 21%, до 3,21 млрд гривен (около 8,2 млрд руб.).
Согласно пояснительной записке к проекту указа, наличие импортных пошлин поднимет стоимость оборудования для строящихся в России и за рубежом АЭС — примерно на 130 млн руб. на один проект, есть риск срыва сроков при поиске замены поставщикам. По данным источника, речь может идти о нескольких (менее десяти) уже заключенных ЭМСС контрактах. В зависимости от позиции, ставка пошлины составляет 9-13%, то есть объем каждого контракта ЭМСС на один проект АЭС (один блок) составляет не менее 1 млрд руб. Как поясняет собеседник, есть также риск того, что в случае срыва поставок из Краматорска «Росатом» вернется к ситуации до 2010 года, когда монополистом по спецсталям была «ОМЗ-Спецсталь»: приобретение ЭМСС, по его словам, позволило госкорпорации создать конкуренцию поставщиков и резко снизить цены.
Пока сложности, связанные с отменой ЗСТ с Украиной, выглядят точечной проблемой атомщиков, остальные отрасли значительно меньше зависят от такого импорта. Например, металлурги РФ закупают на Украине комплектующие, расходные материалы и оборудование, в частности, у Новокраматорского машзавода, говорят собеседники в отрасли, но о планах лоббирования возврата льгот в рамках ЗСТ для этих закупок они не слышали. Более того, говорят они, такие просьбы выглядели бы странно на фоне закрытия рынков РФ и ЕАЭС от украинской металлопродукции. На Украине большой объем сырья (ильменита) закупает титановая «ВСМПО-Ависма», но, как говорил ранее источник, близкий к корпорации, на сырье приходится всего 2% в себестоимости продукции.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.