Новости энергетики 16+

Туркмению испытывают на разрыв

«Газпром» дальше, чем когда-либо, зашел в конфликте с Туркменией, разорвав 25-летний контракт на закупку газа. Это прецедент в истории монополии, всегда настаивавшей на незыблемости долгосрочных соглашений. Но в отношениях с Туркменией такая тактика может оказаться более эффективной, чем спор в международном арбитраже, считают источники. По мнению экспертов, Ашхабад будет вынужден вернуться к закупкам у «Газпрома» на новых, более выгодных для компании условиях, пишет «Коммерсантъ».

«Газпром» не только остановил закупки газа у Туркмении с начала января, но и разорвал контракт на его закупку, подписанный в 2003 году, сообщил госконцерн «Туркменгаз». «»Газпром» официально уведомил о досрочном прекращении в одностороннем порядке контракта купли-продажи газа с 1 января 2016 года»,— говорится в заявлении компании. Собеседники в «Газпроме» подтвердили, что контракт действительно разорван, официальных комментариев российская монополия не предоставила.

Долгосрочный контракт с Туркменией на закупку газа действовал до 2028 года, последний раз он существенно менялся в 2009 году. Тогда на фоне резкого падения нефтяных цен и спроса на российский газ в Европе «Газпром» предложил пересмотреть объемы и цену закупаемого газа. После того как туркменская сторона не согласилась, на газопроводе Средняя Азия—Центр произошла авария (с точки зрения контракта рассматривается как форс-мажор), из-за которой закупки остановились почти на девять месяцев. Они возобновились только с 2010 года, после того как Туркмения согласилась на снижение объема продаж газа почти в четыре раза, до 10 млрд кубометров, и на пересмотр формулы цены.

На этот раз «Газпром» действует еще более жестко. Это первый случай разрыва долгосрочного соглашения в новейшей истории компании. Хотя такие контракты порой подвергаются коренным изменениям, тем не менее формально это достигается подписанием дополнений, либо жесткие переговоры идут в ситуации, когда действие контракта истекло (как в случае с Украиной в конце 2008-го — начале 2009 года, а также с Турцией, которая отказалась от закупок части объемов у «Газпрома» в 2011 году). По типовым условиям контракта, если стороны не могут договориться, они должны решать разногласия в рамках арбитража — для Туркмении в Стокгольме. «Газпром» подал соответствующий иск в июне 2015 года, но пока ни одного слушания не состоялось.

По мнению собеседников, близких к «Газпрому», разрыв контракта может оказать более существенное влияние на позицию Туркмении, чем разбирательства в арбитраже, итог которых Ашхабад может и не признать. Источники отмечают, что переговоры о пересмотре условий контракта идут уже несколько лет, но безрезультатно. В итоге «Газпром» нес прямые убытки, поскольку снижавшаяся цена экспортных поставок в Европу уже не позволяла покрыть расходы на закупку газа в Туркмении и его транспортировку. Только в конце 2015 года Ашхабад дал понять, что готов начать переговоры. По словам собеседников, «Газпром» готов вернуться к закупкам туркменского газа, если страна согласится на снижение цены.

Стоимость транспортировки туркменского газа на европейские рынки составляет около $100 за 1 тыс. кубометров, при этом уже сейчас цена газа «Газпрома» на границе Германии составляет $190 за 1 тыс. кубометров. Таким образом, цена газа не должна превышать $90 против $240 за 1 тыс. кубометров, согласованных в конце 2009 года. Причем, если цены на нефть останутся на уровне около $30 за баррель, европейские цены «Газпрома» продолжат снижаться и могут упасть в четвертом квартале этого года до $140-150 за 1 тыс. кубометров.

«Это не новая тактика ведения переговоров с Туркменией, «Газпром» привык действовать жестко и с позиции силы»,— считает замгендиректора Информационно-аналитического центра МГУ по изучению процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев. Он отмечает, что «Газпром» не слишком нуждается в туркменском газе, эти отношения носили во многом политический характер и были призваны демонстрировать российское присутствие в когда-то ключевом газодобывающем регионе бывшего СССР, куда сейчас активно стремится Китай. Уже сейчас Китай является главным покупателем туркменского газа. Россия, отмечает эксперт, может потребовать каких-то политических уступок, в частности укрепления военного сотрудничества, от чего Ашхабад всегда уклонялся.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх